Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГУП "ЖКХ РС(Я)" Бережневой С.А. на решение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 03 декабря 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", которым
постановлено:
Постановление по делу об административном правонарушении N 34 от 17 октября 2018 года Аллаиховской улусной инспекции охраны природы Минприроды Республики Саха (Якутия) вынесенное руководителем Аллаиховской улусной инспекции охраны природы Минприроды Республики Саха (Якутия) Т.Г. по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ГУП "ЖКХ РС(Я)" Бережневу С.А, действующую на основании доверенности от _______ г. N N... представителя Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) А.-Д.С, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
17 октября 2018 года постановлением руководителя Аллаиховской инспекции охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Т.Г. N 34 ГУП "ЖКХ РС(Я)" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
03 декабря 2018 г. Усть-Янским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ГУП "ЖКХ РС(Я)", обратилось в лице представителя Бережневой С.А. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение требования ч.2 ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) при проведении проверки, по мнению заявителя, инспекция охраны природы должна была провести внеплановую проверку деятельности юридического лица, в связи с обнаружением нарушения обязательных требований в рамках планового (рейдового) осмотра территории. В связи с данным обстоятельством, просит признать протокол об административном правонарушении, также иные собранные по делу доказательства, ненадлежащими, как добытыми с нарушением закона. Кроме того, при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении, не разъяснены права и обязанности законному представителю предприятия, чем нарушено требование ч.1 ст.28.7 КоАП РФ. Также ссылается на нарушение требований ГОСТ 17.4.3.01-83 при отборе проб для экспертизы почвы на загрязнение и нарушения срока проведения экспертизы.
В судебном заседании представитель ГУП "ЖКХ РС(Я)" Бережнева С.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просит удовлетворить жалобу.
В судебном заседании представитель Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) А.-Д.С. с жалобой не согласился, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, представителя административного органа, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Аллаиховской инспекции охраны природы от 09 сентября 2018 г. N 35 проведен рейдовый осмотр прилегающей территории котельной N 12 филиала Аллаиховского района ГУП "ЖКХ РС(Я)" в селе Нычалах.
Основанием для рейдового осмотра явилось устное сообщение дежурного ЕДДС по Аллаиховскому улусу об аварийном разливе нефтепродуктов на складе ГСМ указанной котельной.
В результате осмотра 10 сентября 2018 г. установлено, что на территории склада ГСМ котельной имеется загрязнение нефтепродуктами почвы площадью 932,1 кв.м, всего упущено 85,8 тонн нефтепродуктов. С поверхности мотопомпой собрано 82 тонны, загрязнение произошло в результате обрушения деревянной эстакады с 4 емкостями.
В связи с данными обстоятельствами 10 сентября 2018 г. в отношении ГУП "ЖКХ РС(Я)" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и начато проведение административного расследования.
Согласно экспертному заключению ГБУ РС(Я) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга" от 01.10.2018 N 289 по результатам проведенной экологической экспертизы установлено, что содержание нефтепродуктов в пробе почвы, отобранной с территории, прилегающей к котельной N 12 с.Нычалах, не соответствует фоновому содержанию и превышает фоновое значение более чем в 2 500 раз.
При этом установлен очень высокий уровень загрязнения нефтепродуктами почвы территории прилегающей к котельной N 12 с.Начылах в интервале глубин отбора 0-20 см.
Нарушены требования статей 34, 46, 67 Федерального закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, подпунктов "а", "б" пункта 2.12, пункта 7.13 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденного Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232.
Данные обстоятельства явились основанием для составления 09 октября 2018 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и привлечения ГУП "ЖКХ РС(Я)" к административной ответственности.
Проверив доводы жалобы и материалы дела, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины общества в порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, законности и обоснованности постановления руководителя Аллаиховской инспекции охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2018 г. N 34.
Факт совершения вышеуказанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которым руководителем Аллаиховской инспекции охраны природы и судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, а также установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Так, довод жалобы о нарушении ч.2 ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению.
Факт нарушения выявлен должностным лицом Аллаиховской инспекции охраны природы путем осмотра территории котельной по поступившей информации в ЕДДС инспекции на предмет соблюдения требований в рамках рейдового мероприятия.
В силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом Аллаиховской инспекции охраны природы не допущено.
При этом Федеральный закон N 294-ФЗ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат положений, исключающих возможность возбуждения дела об административном правонарушении при обнаружении правонарушений в ходе рейдовых мероприятий.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Согласно ч.1 ст.28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, проводится административное расследование.
Вопреки доводу жалобы при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении, права и обязанности были разъяснены представителю ГУП "ЖКХ РС(Я)" Колодезникову И.С, действующему на основании доверенности от _______ N N.., выданной и.о. генерального директора предприятия Аргуновой М.М. Согласно указанной доверенности Колоденизников И.С. полномочен на представление интересов предприятия при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы жалобы об отборе проб почвы на указанном земельном участке с нарушениями требований норм ГОСТ 17.4.3.01-83 подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно пункту 11 ГОСТ 17.4.3.01-83 (СТ СЭВ 3847-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб, упаковка, транспортирование и хранение проб осуществляют в зависимости от цели и метода анализа.
В данном случае согласно определению о назначении экспертизы от 11.09.2018 целью являлось наличие химических веществ нефтепродуктов в почве, а не установление метаболизирующих химических веществ (ферменты и иные компоненты живых организмов).
Следовательно, транспортировка проб в полиэтиленовых пакетах не является нарушением порядка отбора проб.
Также не установлены в указанном ГОСТе требования по сроку доставки почвенного покрова в лабораторию для определения химических веществ.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу. Оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 03 декабря 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" - оставить без изменения, а жалобу представителя ГУП "ЖКХ РС(Я)" Бережневой С.А. без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.