Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Топоркова С.А., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, Федорова И.М. на решение Алданского районного суда РС (Я) от 04 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ******** общества с ограниченной ответственностью "Цзиньхайтун ДВ" Федорова Ивана Макаровича, суд
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) (далее Росприроднадзор) от 14 января 2019 года должностное лицо - ******** ООО "Цзиньхайтун ДВ" Федоров И.М. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Алданского районного суда от 04.04.2019 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Федорова И.М. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Федоров И.М. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания. Указал на недопустимость использования в настоящем деле доказательств, полученных в ходе проведения рейдовых мероприятий, проведенных с нарушением процессуальных норм. Кроме того, указал, что исправление в протоколе об административном правонарушении описок, опечаток и арифметических ошибок КоАП РФ не предусмотрено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Федорова И.М. и представителя Росприроднадзора по РС (Я) Аммосова Е.А, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 10 января 2019 г. государственным инспектором РФ Росприроднадзора по РС (Я) в отношении должностного лица - ******** ООО "Цзиньхайтун ДВ" Федорова И.М. составлен протокол N... об административном правонарушении, согласно которому 26 сентября 2018 года в 13 час. 40 мин. на территории Алданского улуса РС (Я) в долине р. Томмот (правый приток р. Большой Нимныр), должностными лицами Алданского комитета охраны природы, ЛТУ Росрыболовство, ОМВД РФ по Алданскому району, в точке с координатами N... в прибрежной зоне был обнаружен 20-тонный контейнер красного цвета переоборудованный в жилое помещение, в котором проживали 6 граждан КНР и 1 гражданин РФ. Указанные лица вручную и при помощи одноосного трактора с конструкцией для бурения скважин по технологии ударно-канатного способа осуществляли геологоразведочные работы.
Установлено, что геологоразведочные работы осуществляло ООО "Золотопромышленная компания Цзиньхайтун Дальний Восток", разрешительные документы на проведение геологоразведочных работ отсутствовали. Согласно письму от 30 октября 2018 г. N... Управления по недропользованию по РС (Я) у ООО "Цзиньхайтун ДВ" не числится лицензия на пользования недрами в пределах бассейна р. Томмот правого притока р. Большой Нимныр.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, должностным лицом приняты меры к устранению нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, путем вынесения 14 января 2019 г. определения об исправлении описки в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Данным процессуальным документом должностным лицом определено исправить описку, допущенную в протоколе N... от 10.01.2019 г. об административном правонарушении от 10.01.2019 г, указав, что датой обнаружения факта самовольного пользования ООО "Цзиньхайтун ДВ" недрами без лицензии в долине р. Томмот (правый приток р. Большой Нимныр) следует считать 26 октября 2018 года.
Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 29.12.1 КоАП РФ установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Данная норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений, либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования ст. 28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и ст. 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, как следует из материалов дела, требования ст. 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении не выполнены.
В материалах дела содержится копия сопроводительного письма Росприроднадзора по РС (Я) б/н от 16.01.2019 г. о направлении ******** ООО "Цзиньхайтун ДВ" Федорову И.М. копии определения об исправлении описки. При этом данная копия сопроводительного письма приобщена после вынесения постановления в отношении указанного должностного лица, при этом данные о его вручении Федорову И.М. отсутствуют.
Устранение недостатков протокола об административном правонарушении путем вынесения определения об исправлении описки не соответствует установленному КоАП РФ порядку. Невыполнение должностным лицом требований ст. 28.2 названного Кодекса об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о внесении изменений в протокол, об ознакомлении с соответствующими изменениями и вручении копии определения об исправлении описки является существенным нарушением процессуальных требований названного Кодекса.
Указанные обстоятельства остались без проверки и оценки суда.
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела судьей не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, не установлены юридически значимые обстоятельства, влияющие на установление факта события административного правонарушения, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Алданского районного суда от 04 апреля 2019 года подлежит отмене, а с учетом того, что годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в ходе которого судье необходимо устранить указанные процессуальные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 2019 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) от 14 января 2019 года о т м е н и т ь, материалы дела направить в Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) н а н о в о е р а с с м о т р е н и е.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.