Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Аэропорт Якутск" Горбачевой Ю.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - акционерного общества "Аэропорт Якутск", которым
постановлено:
Постановление Управления Росприроднадзора по РС(Я) N 05-152/2018 от 21.12.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении АО "Аэропорт Якутск" - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителей АО "Аэропорт Якутск" Горбачевой Ю.В, действующей на основании доверенности от _______ г. N N... и Мазановой Е.А, действующей на основании доверенности от _______ г. N N.., представителя Управления Росприроднадзора по РС(Я) Е.А,, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
21 декабря 2018 года постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Решетникова В.Н. N 05-152/2018 АО "Аэропорт Якутск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
01 февраля 2019 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель АО "Аэропорт Якутск" Горбачева Ю.В, обратилась с жалобой в порядке ст.30.1, 30.9 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит отменить постановление и решение, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что АО "Аэропорт Якутск" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку деятельность общества не регулируется положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закона N 89-ФЗ), так как общество не относится к организациям, эксплуатирующим здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением с отходами, обязанными предоставлять информацию о них. По мнению заявителя, авиационное топливо не является отходом по смыслу указанного федерального закона, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав правонарушения.
В судебном заседании представители АО "Аэропорт Якутск" Горбачева Ю.В. и Мазанова Е.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят её удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по РС(Я) Е.А, с доводами жалобы не согласился, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав, представителей привлекаемого юридического лица и представителя административного органа, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в результате внеплановой выездной проверки в АО "Аэропорт Якутск" установлено, что 10 октября 2018 г. в аэропорту Якутска при посадке воздушного судна Sukhoi SuperJet 100, следовавшего по маршруту Улан-Удэ - Якутск самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, сломав заднюю стойку шасси. В связи с произошедшим ударом была нарушена герметичность баков с авиатопливом, что впоследствии вызвало его разлив на площадку аэродрома.
Вместе с тем, АО "Аэропорт Якутск" не уведомило Управление Росприроднадзора по РС(Я) о данной аварии на территории объекта негативного воздействия на окружающую среду - площадки N 1 "Аэродром с приаэродромной территорией на его реконструируемом участке.
Установлено, что разлитое топливо собрано сорбентами, в результате эксплуатации которых образовались отходы загрязненные нефтепродуктами, в количестве 1 700 кг.
Данным бездействием АО "Аэропорт Якутск" нарушило требование ч.2 ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Данные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении АО "Аэропорт Якутск" и привлечении его к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.
Между тем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда нельзя признать законными, исходя из следующего.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ видами негативного воздействия на окружающую среду являются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Исходя из содержания ч.1 ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ к субъектам регулируемых федеральным законом правоотношений относятся юридические лица осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, которые имеют оснащение в виде технических средств и обладающих технологией обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Согласно абзацу четвертому статьи 1 названного Федерального закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В данной статье также приведено определение понятия отходов производства и потребления, под которым следует понимать вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с уставом АО "Аэропорт Якутск" является организацией аэропортовой деятельности и основным видом его деятельности является обеспечение полетов.
Из материалов дела усматривается, что АО "Аэропорт Якутск" осуществляет сбор и накопление отходов.
Утилизацию, обезвреживание, захоронение отходов осуществляется специализированными организациями, с которым общество заключило договор.
Между тем, при производстве по делу должностным лицом не проверено наличие обязанности АО "Аэропорт Якутск" по информированию Управления Росприроднадзора по РС(Я) в связи с возникшей аварией.
Так, материалами дела установлено, что авиатопливо попало на площадь аэродрома из самолета Sukhoi SuperJet 100, принадлежащего АО "Авиакомпания Якутия".
При этом согласно Сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год и за 2017 года АО "Аэропорт Якутск" не осуществляет сбор и накопление авиатоплива.
В данном случае эксплуатация площадки аэродрома аэропорта осуществлялось авиакомпанией при осуществлении воздушной перевозки пассажиров.
В связи с указанным обстоятельством доказательств того, что отход в виде авиатоплива образовалось именно в связи с деятельностью АО "Аэропорт Якутск" по эксплуатации площадки аэродрома, в материалах дела не имеется.
Доказательств того, что АО "Аэропорт Якутск" осуществляет деятельность по производству, выполнению работ, оказанию услуг или потреблению, в связи с которым образуются вещества или предметы, подлежащие или предназначенные для удаления, также отнесенные к отходам I - IV классов опасности не представлено.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Решетникова В.Н. N05-152/2018 от 21.12.2018 г. и решение Якутского городского суда РС(Я) от 01.02.2019 г. подлежат отмене, производство по делу прекращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) В.Н. от 21 декабря 2018 г. N 05-152/2018 и решение Якутского городского суда РС(Я) от 01 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - акционерное общество "Аэропорт Якутск" - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.