Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В,
судей - Шинжиной С.А, Черткова С.Н,
при секретаре - Казаниной Т.А,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Альмагамбетовой Сырги Михайловны на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 27 марта 2019 года, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Альмагамбетовой Сырги Михайловны к Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании постановления от 30.01.2019 N096 незаконным, восстановлении в сводный список участников программы для получения жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альмагамбетова С.М. обратилась в суд с иском к администрации МО "Кош-Агачский район", с учетом уточнений просила о признании постановления администрации МО "Кош-Агачский район" от 30.01.2019 N N незаконным, восстановлении в сводный список участников программы для получения жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя тем, что 30.01.2019 решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" истец исключена из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Основанием такого решения явилось применение ст. 1 ФЗ N125 от 25.10.2002, п.п. "д" п. 21 Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N879, поскольку истец приобрела жилые помещения в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностях. Полагает, что ответчиком применен нормативно-правовой акт не подлежащий применению, так как когда она подавала заявление на получение указанной субсидии в августе 2002 года, действовала другая норма права, а именно Федеральный закон N131-ФЗ от 25.07.1998 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Указанный закон не требовал как обязательное условие - нуждаемость в улучшении жилищных условий, тем более не исключал из списка лиц, приобретших на свои средства жилье в районах и местностях, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Таким образом, исключение истца из списка в соответствии с новыми нормативными актами ухудшает ее положение. Применение ст. 1 Федерального закона N125-ФЗ от 25.10.2002, п.п. "д" п. 21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N879, в действующей редакции, является незаконным и необоснованным. Полагает, что указанные ответчиком нормативно-правовые акты распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с даты их вступления.
Садовый дом построен на свои собственные сбережения и в последующем передан сыну в 2015 году, что не может служить основанием для исключения из списка. В обоснование своих требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон N131-ФЗ от 25.07.1998 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ст. 4 ГК РФ, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001.
Суд постановилвышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выразила несогласие Альмагамбетова С.М, просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. Следовательно, при длящихся правоотношениях применяется законодательство, определенное на момент возникновения правоотношения. 01.08.2002 факт обращения в администрацию МО "Кош-Агачский район" о предоставлении жилищной субсидии (северной) является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним возникли публичные правоотношения. В соответствии с характером этих отношений орган должен вынести решение по законодательству, действующему в соответствующий правообразующий момент. Применение законодательства, которое в будущем изменилось, к данном факту недопустимо.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до 1 января 2003 года регулировались Федеральным законом N78-ФЗ от 19 июня 1996 г.."Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (ст.4); Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. В период действия указанного Федерального закона истица проживала в Кош-Агачском районе, проработала там более 15 лет, жилья в других регионах России не имела, 01 августа 2002 написала заявление о постановке в очередь для получения жилищной субсидии и поставлена в очередь на получение квартиры по указанному закону от 05 августа 2002 года, что было подтверждено справкой, выданной администрацией Кош-Агачского района от 05.08.2002, что судом оставлено без внимания. Закон, действовавший на момент постановки на учет не требовал обязательного условия как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Данный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2003 года в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В силу абзаца 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право ив получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся и улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. Из содержания указанной нормы следует, что право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как истица встала на учет на получение жилищной субсидии именно но первому основанию, еще не нуждаясь в улучшении жилищных условий, в период действия старого закона, который предусмотрел иные условия для его получения, то более поздние законы ФЗ N125 и п.21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002, которые ограничивают право истицы не нее не распространяются.
Полагает, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 25.07.1998 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставление жилищной субсидии не ставится в зависимость от приобретения (строительства) жилья в регионе проживания и постановки в очередь выезжающих граждан, в названном законе нет положений, исключающих указанных граждан из очереди на получение жилищной субсидии в случае строительства жилья гражданином в регионе проживания на свои денежные средства. Ответчик, исключая истицу из сводного списка, руководствовался п.п. "д" п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 в новой редакции, которая начала действовать с 04.01.2018 и отменил право истицы на жилищную субсидию. При этом, садовый дом был построен на свои собственные сбережения и впоследствии подарен сыну в 2015 году, что не могло служить основанием для исключения из списка. Следовательно, суд неправильно применил нормы закона при длящихся правоотношениях. Считает, что суд неправильно применил положения ст. 53 ЖК РФ, поскольку положения указанной нормы распространяются на граждан, претендующих на признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на такой учет, то есть не подлежащие применению к возникшим правоотношениям, поскольку к моменту вынесения оспариваемого решения истица уже была признана нуждающейся в жилом помещении и стояла на соответствующем учете.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав Альмагамбетову С.М, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела, Альмагамбетова С.М. 01.08.2002 обратилась с заявлением на имя главы администрации Кош-Агачского района о постановке ее в очередь на получение Северной квартиры в г. Горно-Алтайске.
Согласно книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", начатой 19.03.1996, Альмагамбетова С.М. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", под N N, с составом семьи 4 человека: А.С.М. - муж, Р. - сын, Т. - сын.
18.07.2012 Альмагамбетова С.М. обратилась к главе администрации МО "Кош-Агачский район" с заявлением (рапортом) о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с ФЗ N125 от 25.10.2002, относится к категории граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 05.08.2002, учетное дело N. Состав семьи указан, дети: А.Р.С, "дата" года рождения, А.Т.С, "дата" года рождения, иные члены семьи: А.С.М, "дата" года рождения - муж.
Решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" N1 от 24.01.2019 Альмагамбетова С.М. исключена из сводного списка участников программы в соответствии со ст. 1 ФЗ N125-ФЗ от 25.10.2002, Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N879, п. 21, п.п. "д" приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Постановлением главы администрации МО "Кош-Агачский район" от 30.01.2019 N "Об исключении из списка участников Альмагамбетову С.М." Альмагамбетова С.М. исключена из сводного списка участников программы в связи с приобретением жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Основанием для снятия Альмагамбетовой С.М. с учета послужило то обстоятельство, что у члена ее семьи, сына Альмагамбетова Р.С, имеется в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", участок N, площадью 80 кв.м.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку факт наличия жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей общей площадью более учетной нормы, означает отсутствие права на получение социальной выплаты (жилищной субсидии).
Между тем, с таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу ст.1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Данный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.12.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Как следует из материалов дела, Альмагамбетова С.М, "дата" года рождения, уроженка с.Мухор-Тархата Кош-Агачского района Алтайского края, 01.08.2002 обратилась в администрацию Кош-Агачского района с заявлением о постановке ее в очередь на получение "Северной" квартиры в г.Горно-Алтайске.
Согласно трудовой книжке Альмагамбетовой С.М, она трудовую деятельность начала с 07.06.1980 года.
Согласно Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", начатой 19.03.1996 Администрацией Кош-Агачского района, Альмагамбетова С.М. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", под N, с составом семьи 4 человека: А.С.М. - муж, Р. - сын, Т. - сын.
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 14.02.2011 года было утверждено мировое соглашение, по условиям которого решение жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от 30.07.2010 года было отменено, восстановлены в очереди граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения жилищного сертификата, в том числе Альмагамбетова С.М.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 19.06.2017 года N Альмагамбетова С.М. была восстановлена в списках участников программы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категория "Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории работающие с 05.08.2002 года.
Согласно представленным Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости, А.С.М., ее супруг А.С.М... и сын А.Т.С... в собственности жилые помещения за пределами районов, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеют.
Таким образом, принимая во внимание положения Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает, что Альмагамбетова С.М. была незаконно исключена из списка участников программы для получения жилищной субсидии, поскольку как следует из личного дела истца, она уточняющих сведений о составе своей семьи после 2012 года не предоставляла, и администрацией МО "Кош-Агачский район" при принятии решения об исключении из списка участников были приняты во внимание не достоверные сведения.
Так, в суде апелляционной инстанции установлено, что сын А.Р.С., "дата" года рождения, на момент вынесения постановления администрацией МО "Кош-Агачский район" 30.01.2019 в состав семьи истца уже не входил, так как проживает и работает в "адрес".
При таких обстоятельствах, с учетом изменившегося состава семьи истца, у администрации МО "Кош-Агачский район" отсутствовали правовые основания для исключения Альмагамбетовой С.М. из списка участников программы для получения жилищной субсидии по категории "Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 27 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Альмагамбетовой Сырги Михайловны к Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании постановления от 30.01.2019 N незаконным, восстановлении в сводный список участников программы для получения жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить.
Признать постановление администрации МО "Кош-Агачский район" от 30.01.2019 N "Об исключении из списка участников Альмагамбетову С.М." незаконным.
Восстановить Альмагамбетову Сыргу Михайловну в список участников программы для получения жилищной субсидии по категории "Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с даты первоначальной постановки на учет с количеством семьи 3 человека.
Председательствующий судья Э.В.Ялбакова
Судьи С.А.Шинжина
С.Н.Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.