Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сахиповой Г.А,
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Аухадиева Р.Х. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Аухадиева Рауфа Хабибуллаевича к государственному учреждению "Региональное отделение фонда социального страхования по Республике Татарстан" о признании отказа в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным, обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Аухадиева Р.Х, представителя истца Закирова А.Р, в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аухадиев Р.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование указал, что является инвалидом III группы, в связи с чем имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 28 июня 2016 года он обратился в государственное учреждение "Региональное отделение фонда социального страхования по Республике Татарстан" (далее - ГУ РО ФСС по РТ) с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году, однако путевка не была предоставлена. 28 августа 2018 года на заявление о предоставление санаторно-курортной путевки получил отказ, в котором ему было сообщено о том, что по состоянию на 27 августа 2018 года всего зарегистрировано 40729 заявок на санаторно-курортные путевки, его заявка состоит в очереди порядковым номером 19512.
С отказом Аухадиев Р.Х. не согласен, полагает его незаконным. Указывает, что по состоянию на 11 июля 2016 года его очередь была 8774 и не могла увеличиться. Также указывает на то, что предоставление санаторно-курортных путевок является ежегодным, в связи с чем ответчик длительное время не исполняет данную обязанность.
По этим мотивам Аухадиев Р.Х. просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, при этом указывает, что имеет безусловное право на получение путевки на санаторно-курортное лечение и полагает, что ответчик фальсифицирует очередность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель истца полагал, что суд неправильно рассмотрел административное исковое заявление Аухадиева Р.Х. по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд.
Из материалов дела видно, что истец является инвалидом третьей группы.
11 января 2016 года Аухадиеву Р.Х. была выдана медицинская справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении по профилю "болезни опорно-двигательного аппарата". В этот же день истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение. 18 января 2016 года Аухадиеву Р.Х. направлено уведомление о постановке его на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю "болезни опорно-двигательного аппарата".
11 июля 2016 года в ответ на обращение Аухадиева Р.Х. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение ему было сообщено о том, что по профилю "болезни опорно-двигательного аппарата" он находится в очереди на лечение порядковым номером 8774.
23 декабря 2016 года Аухадиеву Р.Х. была выдана новая медицинская справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении по профилю "болезни системы кровообращения". 9 января 2017 года Аухадиев Р.Х. обратился к ответчику за выдачей путевки на санаторно-курортное лечение. 9 января 2017 года Аухадиеву Р.Х. было направлено уведомление о постановке его на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю "болезни системы кровообращения".
На день подачи искового заявления путевка на санаторно-курортное лечение истцу не предоставлена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что путевка на санаторно-курортное лечение может быть выдана Аухадиеву Р.Х. в порядке очередности после поступления необходимого финансирования из федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что путевка должна предоставляться ежегодно основанием для отмены решения суда являться не может в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации указано, что Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение не оспаривается. Однако, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг заявления лиц, имеющих право на предоставление путевок для санаторно-курортного лечения, удовлетворяются Региональным фондом социального страхования с учетом даты их подачи, то есть исходя из последовательности, определяемой датой регистрации таких заявлений.
Довод апеллянта о рассмотрении его административного заявления в порядке гражданского судопроизводства основанием для отмены вынесенного по делу решения являться не может, поскольку в силу положений части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводу апелляционной жалобы об изменении порядкового номера очереди истца судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с указанием на то, что изменения в очередности обусловлены изменением "профиля нуждаемости" истца.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Аухадиева Р.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.