Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гаянова А.Р,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Загидуллиной А.Ф. удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность:
включить в специальный стаж Загидуллиной Альфии Фаатовны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы в должности воспитателя по преподаванию татарского языка с 14 июля 1998 года по 31 августа 2000 года.
Признать за Загидуллиной Альфией Фаатовной право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городуЧистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан назначить Загидуллиной Альфие Фаатовне досрочную страховую пенсию по старости с 26 декабря 2017 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан в пользу Загидуллиной Альфии Фаатовны 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - Батыру А.П, в поддержку доводов апелляционной жалобы, объяснения истца Загидуллиной А.Ф, полагавшей принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загидуллина А.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указала, что 26 декабря 2017 года подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 18 января 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включен период работы с 14 июля 1998 года по 31 августа 2000 года в должности воспитателя по преподаванию татарского языка в муниципальном бюджетом дошкольном образовательном учреждении (далее МБДОУ) "Детский сад N 4".
С данным решением Загидуллина А.Ф. не согласилась, полагала его необоснованным, в связи с чем, просила суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 26 декабря 2017 года, включив в специальный стаж вышеуказанный период работы.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали, пояснив, что должностные инструкции воспитателя и воспитателя по преподаванию татарского языка идентичны по своему содержанию, также сослались на нормативные акты Республики Татарстан.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснив, что должность, которую занимала истец списками не предусмотрена, тождественность данной должности с должностью "воспитатель" не устанавливалась. Спорный период отражены работодателем на индивидуальном лицевом счете Загидуллиной А.Ф. без льготного кода.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, не учел, что занимаемая истцом должность не включена в списки, сведения о работе истца в спорный период переданы в пенсионный орган без указания льготного кода.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", (далее закон "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Как видно из материалов дела 26 декабря 2017 года Загидуллина А.Ф. подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 18 января 2018 года за N 1565128/17 в назначении отказано в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включен период работы истца с 14 июля 1998 года по 31 августа 2000 года в должности воспитателя по преподаванию татарского языка в МБДОУ "Детский сад N 4".
В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 23 года 06 месяцев 20 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Загидуллиной А.Ф. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, работая в должности "воспитателя по преподаванию татарского языка" истец фактически занималась педагогической деятельностью как воспитатель.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются в том числе:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список N 463).
Списком N 463 предусматривалось включение в специальный стаж работы в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
В списке N 1067 в разделе "Наименование должностей" поименована должность "воспитатель" в пункте 1 раздела "наименование должностей" поименована должность воспитатель, в пункте 8 раздела "наименование учреждений" указаны "детские сады".
Списком N 781 в разделе "Наименование должностей" предусмотрена профессия "воспитатель", а в разделе "Наименование учреждений" - "детский сад".
Таким образом, должность "воспитатель по преподаванию татарского языка" не одним из вышеперечисленных списков не поименована.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что её должность в спорный период именовалась "воспитатель по преподаванию татарского языка". Такое же наименование должности указано в должностной инструкции Загидуллиной А.Ф.
Переименование должности истца 01 сентября 2001 года на должность "воспитатель" не свидетельствует, что в спорный период она осуществляла функции воспитателя.
Из пояснений самой Загидуллиной А.Ф, данных в судебном заседании следует, что трудовая функция осуществлялась ею в присутствии основного воспитателя, конкретная группа детей за ней закреплена не была, преподавание в течении дня осуществлялось сразу в нескольких группах.
Таким образом, в данном случае истец фактически не осуществляла непосредственно деятельность по воспитанию дошкольников.
Судебная коллегия также отмечает, что согласно пункту 8 приказа Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года за N 135 для изучения родного (татарского, русского и т.д.) языка в штаты дошкольных учреждений вводилась должность воспитателя из расчета 1 единица на 6 групп детей. Следовательно, указанная должность вводилась не для осуществления воспитательных функций, а для изучения родного языка.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Подобная норма содержится и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, в котором предусмотрено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное положение содержится в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, согласно которым "периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета".
При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.
Обязанность своевременно и в полном объеме производить в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие платежи Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя). Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (страховые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей, а потому ответственность за отсутствие необходимых сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица и неуплату страхователем страховых взносов не может быть возложена на орган пенсионного обеспечения при оценке правомерности его действий при решении вопроса о назначении страховой пенсии застрахованному лицу, подсчете его страхового стажа.
Загидуллина А.Ф. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 21 декабря 1999 года. Сведения о спорном периоде работы истца представлены в пенсионный орган без указания кода "педагогическая деятельность".
Таким образом, факт осуществления педагогической деятельности в спорный период работодатель истца не подтверждает.
В силу изложенного принятое по делу решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Загидуллиной А.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказать.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.