Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.В. Мелихова, С.В. Новосельцева,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Э.Р.Гирфановой на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 17 января 2019 года, которым ей отказано в удовлетворении требований к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан о включении в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с периодов работы: в отделении скорой медицинской помощи Лаишевской центральной районной больницы с 01 октября 2004 года по 30 апреля 2013 года в должности фельдшера в льготном исчислении, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10 сентября 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 07 февраля 2009 года по 31 мая 2010 года и с 15 сентября 2010 года по 31 марта 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Э.Р.Гирфановой, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Э.Р. Гирфанова обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан о включении в страховой стаж периодов работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указано, что решением ответчика от 24августа2018 года ей отказано в назначении досрочной льготной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Не соглашаясь с таким решение и изменив предмет иска, Э.Р. Гирфанова просила включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды работы: в отделении скорой медицинской помощи Лаишевской центральной районной больницы в период с 1октября2004 года по 30апреля2013 года в должности фельдшера в льготном исчислении, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10сентября2003 года по 30сентября2004 года, с 7февраля2009 года по 31мая2010 года и с 15сентября2010 года по 31марта2011 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с тем, что трудовую деятельность она осуществляла как в городе Лаишево, так и населенных пунктах, отнесенных к сельской местности по Лаишевскому району.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о явке извещен, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от возраста.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
Судом первой инстанции установлено, что УПФ решением от 24августа2018 года в стаж на соответствующих видах работ истицы засчитал 27лет 5 месяцев 1 день.
Обращаясь в суд с данным иском, Э.Р. Гирфанова просила включить периоды ее трудовой деятельности в отделении скорой медицинской помощи Лаишевской центральной районной больницы в период с 1октября2004 года по 30апреля2013 года в должности фельдшера в льготном исчислении как за работу в сельской местности, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10сентября2003 года по 30сентября2004 года, с 7февраля2009 года по 31мая2010 года и с 15сентября2010 года по 31марта2011 года.
Разрешая спор, суд не нашел оснований для расчета стажа истца в льготном исчислении после 9сентября2004 года, даты присвоения населенному пункту Лаишево статуса города.
Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом, в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Период работы с 30 сентября 1999 года по 9сентября2003 года стаж исчислен пенсионным органом в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца. С 10сентября2003 года по 30сентября2004 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к периоду работы с 1октября2004 года по 30апреля2013 года в должности фельдшера.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о том, что отказ пенсионного органа в части невключения в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периода отпуска по уходу за детьми с 10сентября2003 года по 30сентября2004 года, с 7февраля2009 года по 31мая2010 года и с 15сентября2010 года по 31марта2011 года является правомерным, поскольку в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР период отпуска по уходу за ребенком включался в специальный стаж работы лишь до 6 октября 1992 года, то есть до принятия Федерального закона N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку спорный период нахождения Э.Р. Гирфановой в отпуске по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
Доводы истицы в апелляционной жалобе со ссылкой на новые доказательства о выполнении работы в сельской местности, относящихся к Лаишевскому району, судебной коллегией во внимание быть не могут, поскольку они не были представлены суду первой инстанции.
Иные доводы жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании норм материального права, и не содержат правовых оснований к отмене принятого решения.
С учетом изложенного решение суда следует признать законными и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 17января2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Э.Р.Гирфановой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.