Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сахиповой Г.А,
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе
Васильевой И.А. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Васильевой Инессы Анатольевны удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Васильевой Инессы Анатольевны период работы в должности воспитателя детского сада N 19 "Красная шапочка" с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Васильевой И.А. и ее представителя Васильева М.Р. в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении в специальный страховой стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 08 мая 2018 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 22 мая 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж истца не были включены периоды ее работы: с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года в должности воспитателя детского сада N 19 "Красная шапочка", с 25 января 2010 года по 19 декабря 2016 года в должности "педагога дополнительного образования" Муниципального учреждения дополнительного образования для детей (далее МУДОД) "Центр детского творчества".
С данным решением истец не согласна, полагает, его необоснованным, в связи с чем, просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию, включив в специальный стаж вышеуказанные периоды работы, и назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган - 08 мая 2018 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика не возражал против выключения в специальный стаж периода работы истца с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года в должности воспитателя детского сада N 19 "Красная шапочка", в удовлетворении остальной части исковые требований просил отказать.
Суд исковые требования частично удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Васильева И.А. ставит вопрос об отмене принятого судом решения в части отказа в удовлетворении исковых требований по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что в спорный период она осуществляла педагогическую деятельность, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
В судебном заседании истец и ее представитель жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", (далее закон "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Из материалов дела видно, что 08 мая 2018 года Васильева И.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии ввиду осуществления педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа N 537000/18 от 22 мая 2018 года ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа в 25 лет.
В специальный стаж истца не были включены периоды ее работы: с 01 января 2009 года по 11 января 2009 года в должности воспитателя детского сада N 19 "Красная шапочка", с 25 января 2010 года по 19 декабря 2016 года в должности "педагога дополнительного образования" МУДОД "Центр детского творчества".
В бесспорном порядке в специальный стаж истца зачтено 16 лет 8 месяцев 20 дней.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истца в должности педагога дополнительного образования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца о незаконном невключении в ее специальный стаж периода работы с 25 января 2010 года по 19 декабря 2016 года в должности "педагога дополнительного образования" МУДОД "Центр детского творчества" подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом "м" части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781).
Пунктом 12 Правил (далее Правила) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Из трудовой книжки истца видно, что с 25 января 2010 года по 19 декабря 2016 года она работала в МУДОД "Центр детского творчества" в должности педагога дополнительного образования.
Из материалов дела видно, что в период с 25 января 2010 года по 19 декабря 2016 года истцом осуществлялась педагогическая деятельность в качестве педагога дополнительного образования.
Занимаемая истцом должность поименована в пункте 2 раздела "Наименование должностей", а учреждение, в котором он работает, в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" "Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением N 781.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности педагога дополнительного образования в МУДОД "Центр детского творчества" могла быть зачтена в специальный стаж работы истца только в том случае, если бы на 01 января 2001 года Васильева И.А. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также, если бы истец работала (независимо от продолжительности работы) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
На 01 января 2001 года специальный стаж истца составлял менее требуемых 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, условия, обозначенные в пункте 12 Правил, утверждённых Постановлением N 781, в отношении истца не соблюдены, вследствие чего суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что она в спорный период осуществляла педагогическую деятельность на законность принятого решения не влияет.
Материалами дела установлено, что педагогическая нагрузка истца осуществлялась ею в качестве педагога дополнительного образования.
Такая педагогическая деятельность в силу вышеизложенного включению в специальный стаж не подлежит.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой И.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.