Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Абдуллиной Г.А, Фахрутдиновой Р.А,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Симоновой В.А, Матвеева Е.Д, Матвеевой Е.И. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 января 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Симоновой В.А, Матвеевой Е.И, Матвеева Е.Д, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Матвеева Я.Е. к НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Симоновой В.А. - Набиевой Х.В, поддержавшей доводы жалобы, представителя НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Зайнуллина Р.Ф, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонова В.А, Матвеевы Е.И, Е.Д, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Матвеева Я.Е. обратились в суд с иском к НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что 22 декабря 2015 года между истцами и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан заключен договор N 850/2016, в соответствии с которым у истцов было изъято жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности по 1\4 доли на каждого, находящееся по адресу: "адрес" согласно постановления Исполнительного комитета ЗМР от 13 ноября 2014 года N 2381 "О выкупе жилых помещений из аварийного жилого фонда".
В соответствии с пунктом 9 указанного договора все зарегистрированные в указанном жилом помещении лица обязались сняться с регистрационного учета и освободить жилое помещение в течении 30 дней с момента подписания протокола выбора с Некоммерческой организацией НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" на жилое помещение, пригодное для проживания.
12 апреля 2016 года между истцами и ответчиком заключено соглашение о намерениях гражданина участвовать в "выборе будущей собственной квартиры" с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность N 1648010036.
В соответствии с пунктом 3.5.2 указанного соглашения сторона обязана подписать с гражданином по результатам проведенного "Выбора" "Предварительный протокол", а после 100% оплаты стоимости "Будущей собственной квартиры" - "Протокол". Заявители в соответствии с соглашением осуществили выбор будущей квартиры на официальном сайте, указанным в соглашении способом. Однако выбранная ими квартира не была предоставлена.
Истцы обратились с заявлением к ответчику, в котором просили предоставить квартиру, соответствующую требованиям равнозначности по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящему в границах населенного пункта - города Зеленодольск.
В соответствии с ответом от 30 октября 2018 года N 10734 ответчик сообщил, что истцы в настоящее время имеют возможность осуществить выбор квартир в объектах, расположенных в Зеленодольском районе и в городе Казани, при этом: в городе Зеленодольск - ориентировочная площадь однокомнатных квартир составляет 19-20 квадратных метров, трехкомнатных квартир - 80 квадратных метров; в пгт. Васильево Зеленодольского района - ориентировочная площадь однокомнатных квартир - 19-20 квадратных метров, двухкомнатных квартир - 69 квадратных метров, в городе Казань в Жилом комплексе "Салават Купере" - ориентировочная площадь однокомнатных квартир - 39-42 квадратных метров, двухкомнатных квартир - 64 квадратных метров. Квартира, расположенная по адресу Республика Татарстан, город Зеленодольск, улица Тургенева, дом 23, квартира 9, принадлежит истцам на праве собственности, имеет площадь 35 квадратных метров. Предложенные ответчиком варианты квартир не соответствуют требованию равнозначности, что дает право истцам не соглашаться на предложенные варианты и требовать от ответчика соблюдения взятых на себя обязательств.
На основании изложенного истцы просили суд возложить на ответчика обязанность предоставить истцам жилое помещение, соответствующее требованию равнозначности, находящееся на территории города Зеленодольск.
В заседании суда первой инстанции истцы исковые требования поддержали.
Представитель ответчика НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан иск не признал.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
При этом указывают, что судом первой инстанции не приняты во внимание их доводы о том, что истцы, в соответствии с заключенным соглашением между сторонами, осуществили выбор будущего жилого помещения на официальном сайте ответчика, однако выбранная ими квартира не была предоставлена истцам.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В соответствии пунктом 17 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 "Об утверждении правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан", право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан
"О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" возникает с момента включения семей в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"), о чем специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") письменно извещает органы местного самоуправления и заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях.
В соответствии с пунктом 18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев: не заключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан").
Исключение из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления и Заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения.
После получения извещения специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") орган местного самоуправления в 10-дневный срок принимает решение о снятии Заявителя с учета. Решение о снятии с учета принимается при отсутствии у Заявителя иных оснований для нахождения на учете.
Судом первой инстанции установлено, что в целях реализации на территории муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан" муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением ИК Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года N 2178, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Жилищным и Гражданским кодексами Российской Федерации, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 3 декабря 2015 года принято постановление N644 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: "адрес", на котором расположен аварийный и подлежащий сносу многоквартирный жилой дом N 23, а также объекты недвижимого имущества, расположенные в указанном доме.
Симонова В.А, Матвеева Е.И, Матвеев Е.Д, Матвеев Я.Е. являлись собственниками квартиры N9 дома N23 по улице Тургенева города Зеленодольска Республики Татарстан, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
22 декабря 2015 года между истцами и муниципальным образованием Зеленодольского муниципального района, в лице Исполнительного комитета, заключено соглашение N850/2016 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, расположенного по адресу: "адрес"
По условиям соглашения Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района изымает у истцов жилое помещение, принадлежащее истцам на праве собственности по 1\4 доли на каждого, находящееся по адресу "адрес"
Стороны пришли к соглашению о возмещении за изымаемое для муниципальных нужд имущество в размере 385770 руб.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, расчет по данному соглашению был произведён.
12 апреля 2016 года между НО "ГЖФ при Президенте РТ" и
Симоновой В.А, Матвеевой Е.И, Матвеевым Е.Д, Матвеевым Я.Е. заключено соглашение о намерениях гражданина участвовать в "выборе будущей собственной квартиры" с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что действия НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" условиям заключенного соглашения не противоречат, в связи с чем прав и законных интересов истцов не нарушают, поскольку несогласие истцов с предоставляемыми ответчиком квартирами не является основанием для возложения на НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" обязанности предоставить истцам жилое помещение, поскольку таковое обязательство у ответчика отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с заключенным соглашением между сторонами истцы осуществили выбор будущего жилого помещения на официальном сайте ответчика, однако выбранная ими квартира им не была предоставлена, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить разнозначное жилое помещение в пределах города Зеленодольска судебная коллегия считает несостоятельными.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции представителем НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" неоднократно предлагалось истцам осуществить выбор квартир в объектах, расположенных в городе Зеленодольск - ориентировочная площадь однокомнатных квартир которых составляет 19-20 квадратных метров, трехкомнатных квартир - 80 квадратных метров; в пгт. Васильево Зеленодольского района Республики Татарстан - ориентировочная площадь однокомнатных квартир 19-20 квадратных метров, двухкомнатных квартир - 69 квадратных метров, в городе Казань в Жилом комплексе "Салават Купере" - ориентировочная площадь однокомнатных квартир - 39-42 квадратных метров, двухкомнатных квартир - 64 квадратных метров. Однако от предложенных ответчиком вариантов квартир истцы отказались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что действия НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" условиям заключенного соглашения не противоречат, в связи с чем права и законные интересы истцов не нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 199, частью 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Симоновой В.А, Матвеева Е.Д, Матвеевой Е.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.