Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ГариповаР.Н. на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гарипова Р.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Высокогорском районе Республики Татарстан от 22 октября 2018 года N 1271243/18 об отказе в перерасчете пенсии незаконным, обязании произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи с 1ноября2018 года, компенсации морального вреда в размере 1000 рублей отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснений истца Гарипова Р.Н, поддержавшего жалобу, объяснения представителя ответчика Карымова А.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гарипов Р.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании решения незаконным и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Свои требования истец мотивировал тем, что 17 октября 2018 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, приложив все необходимые документы, в том числе сведения доходах и справку об инвалидности своей супруги ГариповойФ.Г, 10 сентября 1962 года рождения. Однако решением ответчика от 22 октября 2018 года N1271243/18 в этом ему было отказано со ссылкой на наличие у нетрудоспособного иждивенца собственного дохода не ниже прожиточного минимума пенсионера. Данный отказ, по мнению истца, является незаконным, поскольку его супруга не работает с 1 декабря 2012 года, является инвалидом второй группы и находится у него на иждивении. По изложенным основаниям, дополнив свои исковые требования, Гарипов Р.Н. просил суд признать указанное решение незаконным, возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 ноября 2018 года, а также взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан денежную компенсацию причиненного ему морального вреда в размере 1000 рублей и 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика в суд не явился, в отзыве на иск с требованиями истца не согласился, полагая, что оспариваемое решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации является обоснованным и нормам действующего законодательства не противоречит.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указывает, что при разрешении спора судом учтена только часть его дохода - в виде получаемой пенсии, тогда как представленные справки о размере получаемой им заработной платы, инвалидности Гариповой Ф.Г. и состоянии ее здоровья не получили какой-либо правовой оценки, что привело к необоснованному отказу в удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснив, что с 1 декабря 2012 года его супруга не работает, является инвалидом второй группы и большую часть своей пенсии расходует на поддержание своего здоровья. В этой связи общие расходы семьи за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, на приобретение продуктов питания, одежды и другие необходимые вещи осуществляются им за счет получаемой пенсии и заработной платы.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считая изложенные в ней доводы необоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 28декабря2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также Федеральный закон "О страховых пенсиях") лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
На основании части 8 статьи 18 приведенного Федерального закона в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Судом установлено, что 17 октября 2018 года Гарипов Р.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании части 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи.
Решением ответчика от 22 октября 2018 года N 1271243/18 в перерасчете размера страховой пенсии истцу было отказано по причине отсутствия факта нахождения на иждивении в связи с наличием у нетрудоспособного члена семьи дохода в размере не ниже прожиточного минимума.
Разрешая возникший спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для осуществления перерасчета назначенной ему страховой пенсии, посчитав, что представленными документами не подтвержден факт нахождения у него на иждивении супруги Г.Ф.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Так, в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением в пенсионный орган) определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи застрахованного лица, в числе которых поименованы родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт 3 части 2 статьи 10 этого Федерального закона).
Члены семьи признаются состоящими на иждивении застрахованного лица, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28декабря2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что основанием к выплате повышенного размера фиксированной части страховой пенсии по старости и по инвалидности является нахождение на иждивении получателя пенсии лиц, находящихся на полном содержании пенсионера либо получающим от него помощь, являющуюся основным источником средств их существования, а для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе, установление нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи.
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что кормилец взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. При этом не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств существования.
В подпунктах "а" и "д" пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20августа 2003 года N 512, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", а также пенсии.
Как следует из представленных в деле документов, с 2007 года истец является получателем страховой пенсии по старости, полученный им за период с 1 сентября 2017 года по 30 сентября 2018 года доход в виде пенсии составил 168869 рублей. Кроме того, истцом осуществляется трудовая деятельность, согласно справкам о доходах физического лица за 2017 и 2018 годы за указанный период им также был получен доход в виде заработной платы в сумме 272032 рублей 01 копейки. Таким образом, суммарный доход, полученный истцом за обозначенный период, составил 440901 рубль 47 копеек (33915 рублей 50 копеек среднемесячно).
За этот же период доход его супруги Г.Ф, источником которого является только получаемая ею пенсия, составил 146273 рубля 53 копейки, что в среднем составляет 11251 рубль 81 копейка ежемесячно.
Таким образом, доход Гарипова Р.Н. за период с1 сентября 2017 года по 30 сентября 2018 года превышает доход его супруги более чем в три раза. При этом, как указывается истцом и следует из представленных в деле документов, Г.Ф, являясь инвалидом второй группы, нуждается и получает от него помощь, которая является для нее регулярным, постоянным и основным источником средств к существованию.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания решения пенсионного органа незаконным и возложения на ответчика обязанности по перерасчету фиксированной выплаты к страховой пенсии истца установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам не соответствуют, в связи с чем постановленное по делу решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований не может быть признано обоснованным и подлежит отмене.
Принимая по делу в этой части новый судебный акт, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истец обратился в пенсионный орган 17 октября 2018 года, такой перерасчет должен быть произведен с 1 ноября 2018 года.
Вместе с этим судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных Гариповым Р.Н. требований о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Так, в силу положений статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К нематериальным благам, принадлежащим гражданину, относятся в силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации его жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
В данном случае каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, носящих неимущественный характер, при которых возможна компенсация морального вреда, ни суду первой, ни в суд апелляционной инстанции истцом не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Поскольку решение суда первой инстанции в части отменено, а требования истца частично удовлетворены, с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в пользу Гарипова Р.Н. подлежит взысканию 300 рублей в возврат уплаченной им при подаче иска государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 5февраля 2019 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Гарипова Рафаэля Насиховича о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан от 22 октября 2018 года N 1271243/18 об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязании произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии отменить и принять в этой части новое решение.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан от 22 октября 2018 года N 1271243/18 об отказе Гарипову Рафаэлю Насиховичу в перерасчете размера страховой пенсии признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Гарипова Рафаэля Насиховича с 1 ноября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в пользу Гарипова Рафаэля Насиховича 300 рублей в возврат уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.