Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей С.В. Новосельцева, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 29января 2019 года, которым удовлетворен иск Р.Р. Аюповой и постановлено: обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Набережные Челны (межрайонное) произвести Р.Р.Аюповой перерасчет пенсии с учетом заработка по тарификационному списку за 2000 год, начиная с 29 января 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Р.Аюпова обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны (межрайонное) о перерасчете пенсии.
В обоснование требований указала, что с 1990 года по настоящее время она работает в ГАУЗ "Мензелинская ЦРБ" в качестве врача. 10 мая 2017 года ей назначена пенсия за выслугу лет в размере 12803 руб. 93 коп, при определении размера которой ответчик не учел ее заработную плату за 2000 год, так как подтверждающие бухгалтерские документы в ЦРБ не сохранились ввиду пожара. Она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с применением тарифных ставок за 2000 год, но ей было отказано.
При расчете размера пенсии ее заработная плата за 2001 год поделена на 24 месяца, с чем она не согласна, поскольку это нарушает ее права, гарантированные Конституцией РФ по получению заработной пенсии.
Полагая такое решение незаконным, истица просила суд обязать УПФ РФ произвести перерасчет пенсии с применением данных о зарплате по тарифным ставкам за 2000 год со дня вынесения решения суда.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что тарификационный список и показания свидетелей не могут являться допустимыми доказательствами, подтверждающими размер заработка, тем более, что сведения о заработке имеются в лицевом счете истца. Указывает, что истица не лишена возможности представить сведения о своём заработке за иные периоды, а не только на 2000-2001 годы.
Стороны на судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещения о времени и месте рассмотрения дела направлены, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, расчет размера страховой пенсии по старости граждан РФ после указанной даты производится:
- за период работы до 1 января 2002 года - с учетом продолжительности общего фактического трудового стажа и уровня среднемесячного заработка гражданина до 01 января 2002 года (по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ");
- за период работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - с учетом сумм страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ");
- за период работы после 1 января 2015 года - с учетом отношения годовой суммы страховых взносов за каждый календарный год, начисленных работодателем на страховую пенсию, начиная с 01 января 2015 года к нормативной сумме максимальных страховых взносов, исходя из предельной величины базы заработной платы для начисления страховых взносов за соответствующий календарный год;
- с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, устанавливаемой ежегодно федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 30 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях" от 17декабря2001 года расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, выданной гражданину на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных первичных бухгалтерских документов о фактически начисленной и выплаченной работнику заработной плате организацией, в которой работала обратившийся за пенсией.
Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать наиболее выгодный для него вариант определения расчетного пенсионного капитала, при котором применяется порядок подтверждения среднемесячного заработка, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу N 173-ФЗ от 17.12.2001.
В соответствии с указанным порядком среднемесячный заработок при назначении или перерасчете пенсии устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования), или на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определен расчетный размер трудовой пенсии в частности для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП= СКхЗР/ЗПхСЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждаемая Правительством Российской Федерации;
СК - стажевой коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности 1 степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Из материалов дела следует, что с 10 мая 2017 года истица является получателем пенсии по старости.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, она ссылается на то, что при расчете пенсии ответчик определилеё размер лишь с учетом заработка за 2001 год, который был поделен на 24 месяца. Первичные документы о размере заработка за весь период трудовой деятельности в Мензелинской ЦРБ и до 2001 года уничтожены пожаром, свои требования подтверждает тарификационными списками за 2000 год.
Обстоятельства уничтожения документов подтверждаются справкой начальника Управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ по Мензелинскому муниципальному району от 3 июля 2013 года (л.д.39).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактический заработок истицы за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2000 года подтверждён.
Оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на обстоятельствах дела, установленных судом, и доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Пунктом 26 Перечня, утвержденного Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19па, действовавшим по 31 декабря 2014 года, установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации были даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.
По данным трудовой книжки с октября 1990 года истец работает в Мензелинской ЦРБ.
Представленный ею в обоснование заявленных требований о перерасчете пенсии тарификационный список скреплен печатью лечебного учреждения. (л.д.35)
По содержащимся в нем сведениям заработная плата Р.Р.Аюповой по состоянию на 01 января 2000 года составляла 648 руб, а с 01 апреля 2000 года- 938 руб.
Содержащиеся в нем сведения о размере заработка согласуются с размером заработка, установленного Постановлением КМ РТ N 740 от 30 октября 1999 года, который в последующем был увеличен Постановлением Кабинета Министров РТ N 177 от 23 марта 2000 года о повышении с 01 апреля 2000 года в 1,2 раза размера тарифных ставок и компенсационных выплат работникам бюджетных организаций, финансируемых из бюджета РТ, по всем разрядам Единой тарифной сетке.
В судебном заседании суда первой инстанции обозревалась книга приказов по Мензелинской ЦРБ, в которой содержаться сведения, что приказом по Мензелинской ЦРБ N1 от 05 января 2000 года ? 60 была создана тарификационная комиссия в составе 5 человек, подписавшей указанный тарификационный список.
Согласно Письму Министерства финансов СССР от 28 мая 1978 года N 48 тарификационный список, подписанный членами тарификационной комиссии, является основным документом для определения должностных окладов медицинских работников.
По указанным основаниям доводы ответчика в апелляционной жалобе, направленные в целом на недопустимость представленного истицей доказательства в виде указанного тарификационного листа, отклоняются как несостоятельные.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка в порядке, установленном частью статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 29января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.