Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Габидуллиной А.Г. и Калимуллина Р.Я,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Фахрутдиновой Г.А, Фахрутдинова И.Р, Фахрутдинова Б.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Фахрутдиновой Гульфие Абдулловне, Фахрутдинову Бахтияру Раилевичу, Фахрутдинову Ильнуру Раилевичу, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фахрутдинова К.И. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Фахрутдинова И.Р, поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения представителя НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Зайнуллина Р.Ф, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фахрутдинова Г.А, Фахрутдинов Б.Р, Фахрутдинов И.Р, действующий также в интересах несовершеннолетнего Фахрутдинова К.И, обратились к
НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан", Фонд) с иском о признании права на государственную поддержку. В обоснование иска указано, что 10 декабря 2007 года между истцами и ответчиком был заключён договор социальной ипотеки N 1659002914. В соответствии с протоколом участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры к названному договору истцам была предоставлена квартира по адресу "адрес".
Пунктом 3.2.8 названного договора социальной ипотеки установлено, что если после принятия на учёт у семьи рождается ребёнок, то она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200000 руб, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребёнка.
В связи с рождением у Фахрутдинова И.Р. сына Фахрутдинова К.И, который был включён в состав участников договора социальной ипотеки на основании дополнительного соглашения от 5 июля 2018 года, истица Фахрутдинова Г.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении предусмотренной указанным пунктом договора меры государственной поддержки.
Письмом от 29 августа 2018 года Фонд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что квартира была предоставлена семье Фахрутдиновых по программе "Переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту"; условиями программы компенсация при рождении ребёнка не предусмотрена.
Не соглашаясь с отказом Фонда и основывая свои требования на положениях статей 309, 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ
"О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", истцы просили признать за ними право на государственную поддержку в размере 200000 руб. в связи с рождением ребёнка Фахрутдинова К.И, возложить на НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" обязанность по оказанию семье истцов государственной поддержки, связанной с рождением ребёнка, путём зачисления на лицевой счёт Фахрутдиновой Г.А. компенсации в сумме
200000 руб. по договору социальной ипотеки N 1659002914 от 10 декабря
2007 года.
Истцы Фахрутдинова Г.А, Фахрутдинов Б.Р, Фахрутдинов И.Р. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Юсупова Г.Г. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. Апеллянты повторяют доводы искового заявления о наличии у них права на государственную поддержку, установленную положениями названного Закона Республики Татарстан от
27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ. Податели жалобы указывают, что вопреки выводу суда первой инстанции ранее им каких-либо мер государственной поддержки в связи с приобретением жилья по программе социальной ипотеки не оказывалось; сумма в размере 52100 руб. являлась не субсидией, а выкупной стоимостью изъятого у них жилого помещения, которое было расположено в признанном аварийным жилом доме. Заявители жалобы отмечают, что Фахрутдинова Г.А. приобрела право на участие в системе социальной ипотеки как работник бюджетной сферы. Также в жалобе выражается мнение о том, что действующее регулирование не исключает права на оспариваемые меры государственной поддержки у лиц, которые получили жилое помещение по договору социальной ипотеки в связи с переселением из домов, не подлежащих капитальному ремонту.
Фахрутдинова Г.А, Фахрутдинов Б.Р. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно положениям статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно положениям статьи 3 Закона Республики Татарстан от
27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" в целях названного Закона под социальной ипотекой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Пунктом 5 статьи 13 названного Закона Республики Татарстан установлено, что гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки в числе иных предоставляется следующая мера государственной поддержки: при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребёнка семье, реализующей право на жилище в соответствии с указанным Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
В соответствии с положениями пункта 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366, если после принятия на учёт у семьи рождается ребёнок, у неё возникает право на государственную поддержку, направляемую на оплату стоимости жилого помещения, на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения или остатка неоплаченной суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключённому со специализированной организацией (НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан"), на момент рождения ребёнка. Указанное право признается отложенным и реализуется после внесения семьи в Реестр специализированной организации. При реализации семьёй указанного права у ребёнка возникает право общей долевой собственности на приобретаемое жилое помещение после полной оплаты его стоимости или полного возврата суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключённому со специализированной организацией.
Пунктом 1 Правил осуществления выплат при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребёнка семье, реализующей право на жилище в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа
2012 года N 748, установлено, что получателями выплат при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребёнка семье, реализующей право на жилище в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря
2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий (далее - выплаты), являются граждане, принятые на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан". Выплата направляется специализированной организацией - некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - Исполнитель), осуществляющей в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 23 июня 2005 года N УП-265 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" реализацию Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", на оплату жилого помещения по договору социальной ипотеки или остатка неоплаченной суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключённому со специализированной организацией, с возникновением права общей долевой собственности ребёнка в данном жилом помещении.
По делу установлено, что 10 декабря 2007 года между НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" и Фахрутдиновой Г.А, Фахрутдиновым И.Р, Фахрутдиновым Б.Р. был заключён договор социальной ипотеки
N 1659002914.
Пунктом 3.2.8 указанного договора установлено, что если после принятия на учёт у семьи рождается ребёнок, то она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200000 руб, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребёнка.
В соответствии с протоколом участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 21 ноября 2008 года к названному договору истцам была предоставлена квартира по адресу "адрес".
Дополнительным соглашением от 5 июля 2018 года в состав участников названного договора социальной ипотеки был включён сын Фахрутдинова И.Р. - Фахрутдинов К.И, "дата" года рождения.
5 июля 2018 года Фахрутдинова Г.А. обратилась в НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки в виде выплаты суммы в размере 200000 руб. и направлении её на оплату стоимости названной квартиры.
Письмом от 29 августа 2018 года Фонд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что квартира была предоставлена семье Фахрутдиновых по программе "Переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту", условиями которой не предусмотрена компенсация при рождении ребёнка.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истцы не имеют права на оспариваемую меру государственной поддержки, поскольку не относятся к категории семей, вставших на учёт по программе социальной ипотеки. Суд первой инстанции указал, что право истцов на получение жилого помещения по программе социальной ипотеки было реализовано по квоте "переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту", а также отметил, что семье истцов была оказана государственная поддержка в виде субсидии в размере 52100 руб, которая направлена на оплату стоимости квартиры по договору социальной ипотеки.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из копии учётного дела следует, что решением общественной жилищной комиссии от 5 октября 2007 года Фахрутдинова Г.А. с семьёй в составе трёх человек была включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В решении указано, что семья истицы принимается на учёт во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 (л.д. 48).
Из распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК г. Казани от 7 декабря 2017 года N 1478р следует, что Фахрутдинова Г.А. получила квартиру в системе социальной ипотеки по квоте работников бюджетной сферы (л.д. 60).
Из карточки учёта основных данных следует, что семьёй истцов вносились предусмотренные задатки (л.д. 31).
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, по делу установлена совокупность обстоятельств, которые в силу приведённых правовых норм предоставляют истцам право на получение требуемой ими меры государственной поддержки: принятие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 и рождение ребёнка после принятия семьи на учёт. Кроме того, как было указано выше, Фахрутдинова Г.А. получила квартиру в системе социальной ипотеки по квоте работников бюджетной сферы.
Соответственно, истцы имеют право на меры государственной поддержки, предусмотренные пунктом 7 вышеуказанного Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке.
Вывод суда первой инстанции о том, что ранее семье истцов была оказана государственная поддержка в виде субсидии в размере 52100 руб, которая направлена на оплату стоимости квартиры по договору социальной ипотеки, допустимыми доказательствами не подтверждён. Напротив, сторонами не оспаривалось, что указанная сумма являлась не субсидией, а выплаченным истцам в порядке положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещением за изымаемое жилое помещение. Факт передачи этого помещения Фонду и направления полученной выкупной стоимости на оплату предоставленной по договору социальной ипотеки квартиры не свидетельствует о предоставлении истцам в этой связи какой-либо меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении указанного требования у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения о его удовлетворении.
Вместе с тем требование о возложении на ответчика обязанности по зачислению на лицевой счёт Фахрутдиновой Г.А. компенсации в сумме
200000 руб. судебная коллегия полагает преждевременным. В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа 2012года N748, такая выплата производится лишь после формирования списка граждан, претендующих на выплату, и направления этого списка координатору программы; при этом обязанность по включению заявителя в формируемый список возникает у
НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" только после предоставления заявителем установленного пунктом 2 названных Правил комплекта документов. Доказательств соблюдения истицей процедуры, установленной пунктом 2 указанных Правил, суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2019 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить.
Признать за Фахрутдиновой Гульфией Абдулловной, Фахрутдиновым Бахтияром Раилевичем, Фахрутдиновым Ильнуром Раилевичем, Фахрутдиновым К.И. право на меры государственной поддержки, предусмотренный пунктом 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.