Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Габидуллиной А.Г. и Калимуллина Р.Я,
участием прокурора Карпова К.В,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Петренко В.В. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 26 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации в лице руководителя ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Белоглазовой О.А. о признании прекратившей право пользования служебным жилым помещением, выселении, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Карпова К.В, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Белоглазовой О.А. о признании прекратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении и возложении обязанности сдать специализированное жилое помещение в установленном законодательством порядке. В обоснование иска указано, что в целях реализации п.8 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года за N1888 "Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" и в целях выявления лиц, незаконно занимающих специализированные жилые помещения, работникам ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка использования служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В соответствии с актом установления фактического проживания граждан в жилом помещении от 3 марта 2017 года, в указанном жилом помещении проживает ответчик. Спорное жилое помещение включено в число служебной жилой площади Российской Федерации. Уведомления, направленные Белоглазовой О.А. о предоставлении документов, подтверждающих законность проживания в специализированном жилом помещении получены лично, однако по настоящее время данные документы ответчиком не предоставлены. 29 ноября 2016 года в адрес отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации из филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" получен ответ, что Белоглазова О.А. в списках военнослужащих и лиц гражданского персонала не значится.
Незаконное удержание ответчиком спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений на пользование и распоряжение жилищным фондом, создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обстоятельств по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями и по данным основаниям подлежит выселению. В соответствии с п.п. "к" п.14 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N25, при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Истец просил возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения в установленным порядке с передачей ключей от жилого помещения с закрытием лицевого счета.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования подержал.
В судебном заседании Белоглазова О.А. и ее представители Селезнев С.А, Барскова Н.Н. исковые требования не признали.
Представители третьих лиц ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Отделение (территориальное, г.Казань) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором иск просил удовлетворить.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что порядок выдачи служебных жилых помещений в Вооруженных Силах был определен приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N75 "О введении в действие положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота". Инструкцией о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утвержденной Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны СССР 4 октября 1978 года N147/15/35060, определено, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам, выдаваемым исполкомами местных Советов народных депутатов на время работы или службы лица, вселяющегося в такое жилое помещение. В случаях выбытия нанимателя, раздела жилой площади, изменения состава семьи и в других случаях, не связанных с вселением в жилые помещения, новые ордера не выписываются, а переоформляются лицевые счета. Переоформление лицевых счетов на других лиц производится с разрешения начальника гарнизона и командира войсковой части по принадлежности фонда. В соответствии с вышеуказанным приказом, полномочным органом, наделенным правом выдачи ордеров на служебные жилые помещения и последующего заключения договоров найма служебного жилого помещения, являлось квартирно-эксплуатационное управление военного округа. Кроме того, ответчик к моменту разрешения спора на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
Данных о том, что ответчик признавались в установленном законом порядке малоимущей, материалы дела не содержат. При этом длительность проживания ответчика в спорном жилом помещении, внесение платы за проживание, осуществление ремонта не влекут возникновение у ответчика законного права пользования жилым помещением, поскольку данные обстоятельства не указаны в законе в качестве оснований, порождающих право пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации, которое имеет определенное назначение. Таким образом, оснований, препятствующих выселению ответчика, предусмотренных положениями ст.108 Жилищного кодекса РСФСР, не имеется.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
Согласно ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
В силу ч.1 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.1 ст.100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как следует из ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительстважилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
В силу ст.101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно правилам п.6 ст.108 ЖК РСФСР (действовавшим на момент предоставления ответчику жилого помещения в общежитии в 1992 году) право на выселение с предоставлением жилого помещения приобретали лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение или помещение в общежитии, не менее 10 лет.
Федеральным законом от 20 июля 2004 года N71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" в статью 108 Жилищного кодекса РСФСР внесены изменения, в частности пункт 6 дополнен словами "(кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих")".
Согласно ст.3 названного Федерального закона РФ предусмотрено, что для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Из материалов дела следует, что в связи с имеющимися трудовыми отношениями, семье старшего лейтенанта Соснина И.Н. в составе трех человек для проживания предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенное в блоке... "адрес", что подтверждается копией Протокола Краснознаменного Приволжского военного округа квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района N720 от 5 мая 1992 года.
Как усматривается из трудовой книжки ответчика, Белоглазова О.А. 19 августа 1991 года принята в Казанскую КЭЧ района в котельную военной части N33 машинистом насосной станции, с 1 апреля 1994 года переведена в военную часть N39865 машинистом насосной установки ВКХ теплохозяйства.
Впоследствии военная часть N39865 переименована в военную часть N64424, куда, 20 февраля 1995года переведена машинистом насосной установки ВКХ теплохозяйства, с 16 апреля 1998 года переведена в котельную старшим лаборантом, с 1 января 2002 года переведена в котельную оператором и с 31 марта 2007 года уволена в порядке перевода в ФГУП "РЭУ МО РФ".
19 июня 1998 года брак между Сосниным И.Н. и Сосниной (ныне Белоглазова) О.А. расторгнут, о чем выдано свидетельство о расторжении брака.
С 19 августа 1991 года ответчик являлась вольнонаемным сотрудником Казанской КЭЧ района, начальником Казанского гарнизона Миронченко В.Н. было разрешено Белоглазовой О.А. проживание в занимаемом ею жилом помещении, о чем на протоколе Краснознаменного Приволжского военного округа квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района N720 от 5 мая 1992 года имеется соответствующая отметка с подписью от 1 октября 1998 года.
Финансовый лицевой счет был открыт на имя Сосниной О.А, а после смены фамилии в связи с расторжением брака в лицевом счете значится Белоглазова О.А. С момента вселения и до настоящего времени Белоглазова О.А. и ее дочь Соснина К.И, "дата" года рождения, проживают в спорном жилом помещении и оплачивают жилищно-коммунальные услуги, в подтверждение чего предоставлены счета на оплату и квитанции, задолженности не имеют.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения исковых требований о прекращении права пользования жилым помещением и выселении Белоглазовой О.А без предоставления другого жилого помещения не имеется, поскольку Белоглазова О.А. на момент вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ имела трудовой стаж в организациях Министерства обороны РФ более 10 лет, то есть с 1991 года по 2002 год, поэтому к ней не может быть применена новая редакция п.6 ст.108 ЖК РСФСР, так как на момент вступления данного закона в силу она не могла быть выселена из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения и такой порядок в силу закона сохраняется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы о вселении ответчицы в нарушение действовавшего приказа Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N75, в соответствии с которым полномочным органом, наделенным правом выдачи ордеров на служебные жилые помещения и последующего заключения договоров найма служебного жилого помещения, являлось квартирно-эксплуатационное управление военного округа, не нашли своего подтверждения входе рассмотрения дела.
Установлено, что 1 октября 1998 года после изменения состава семьи ответчицы и выбытия нанимателя Соснина И.Н. лицевой счет был переоформлен на имя ответчицы с разрешения начальника гарнизона, что соответствует требованиям вышеуказанных приказов.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска служить не может, поскольку статья 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусматривает также дополнительные гарантии для лиц, которые имеют право состоять на таком учете.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г.Казани от 26 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.