Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А,
судей Пичуговой О.В. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Аргаковой С.Л. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 4 февраля 2019 г, которым ей отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании протокола жилищной комиссии незаконным, постановке на внеочередной учет и предоставлении жилого помещения вне очереди.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Аргаковой С.Л. и ее представителя Годяева В.В, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аргакова С.Л. в интересах несовершеннолетней Аргаковой Д.М. обратилась в суд с названным иском к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Пестречинского района), указывая в обоснование, что ее дочь страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое дает право на внеочередное обеспечение жильем и дополнительной площадью. В 2012 г. решением жилищно-бытовой комиссии при Исполкоме Пестречинского района на основании заключения МСЭ от 13 мая 2011 г.... ребенок был поставлен на жилищный учет. 11 сентября 2018 г. Аргакова С.Л. обратилась к ответчику с заявлением о постановке семьи из трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и признании ее семьи малоимущей. Протоколом жилищной комиссии при Исполкоме Пестречинского района от 18 сентября 2018 г. истцу было отказано в постановке на указанный учет по мотиву, что у Аргакова Н.М. имеется в собственности квартира в "адрес". Вопрос о признании семьи малоимущей комиссией вообще не рассматривался. В связи с этим с учетом уточнений просила семью Аргаковых признать малоимущей и возложить на ответчика обязанность предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма во внеочередном порядке в пределах Пестречинского муниципального образования.
Представитель Исполкома Пестречинского района иск не признал.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Аргакова С.Л. ставит вопрос об отмене решения суда, отмечая, что при проверки жилищных условий ребенка-инвалида судом не должны были учитываться жилые помещения, принадлежащие родителям супруга подателя жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Исполком Пестречинского района явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как установлено судом, Аргакова Д.М, "дата" года рождения, является инвалидом с детства и согласно справке от 11 сентября 2018 г, выданной лечащим врачом Дмитриевой Т.В. страдает..,... Данное заболевание дает право на дополнительную жилую площадь и указывает на невозможность совместного проживания в однокомнатной квартире (л.д.10).
Решением жилищно-бытовой комиссии при Исполкоме Пестречинского района от 28 сентября 2012 г. Аргакова Д.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из домовой книги Аргакова Д.М. вместе с отцом Аргаковым М.Н. и матерью Аргаковой С.Л. состоит на регистрационном учете в жилом доме общей площадью 65,7 кв.м по адресу: "адрес" (л.д.31).
Кроме них в доме зарегистрированы и проживают родители Аргакова М.Н. - Аргаков Н.М. и Аргакова Е.И.
11 сентября 2018 г. Аргакова С.Л. обратилась в Исполком Пестречинского района с заявлением о постановке ее семьи из трех человек, включая супруга Аргакова М.Н. и ребенка-инвалида, на учет нуждающихся в жилом помещении и признании членов семьи малоимущими.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 18 сентября 2018 г. ей было отказано в постановке на жилищный учет на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что у Аргакова Н.М. имеется в собственности квартира общей площадью 46,5 кв.м в "адрес".
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из обеспеченности Аргаковых общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы и указал, что представленная истцом медицинская справка о наличии у Аргаковой Д.М. соответствующего заболевания является недействительной, поскольку не соответствует установленной для подобных справок форме, не имеет порядкового номера, не заверен председателем и членами врачебной комиссии; справка выдана только врачом Дмитриевой Т.В.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления
Постановлением Исполкома Пестречинского района N1408 от 16 июля 2012 г. "О нормах жилой площади при постановке на учет и предоставления жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам" установлена учетная норма жилой площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 18 кв.м общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи
Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
При этом для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает льготный порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право на обеспечение семьи Аргаковой С.А. жилым помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Между тем, как отмечено выше, Аргакова С.А. и члены ее семьи, в том числе ребенок-инвалид, зарегистрированы в жилом доме общей площадью 65,7 кв.м, фактически проживают в квартире общей площадью 46,5 кв.м по адресу: "адрес".
Указанная квартира принадлежит дедушке ребенка-инвалида - Аргакову Н.М.
Часть 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Соответственно, на каждого из зарегистрированных в доме в с. Ковали Пестречинского района приходится по 22, 44 кв.м общей площади жилого помещения ((65,7 +46,5):5), то есть более учетной нормы, установленной постановлением Исполкома Пестречинского района.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что семья истца, состоящая из трех человек, не имеет какого-либо отношения к старшим Аргаковым, а также к принадлежащим им жилым помещениям, отклоняются судебной коллегией. Аргакова С.Л, ее несовершеннолетний ребенок вселены в дом, принадлежащий родителям супруга истца, как члены семьи, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Само по себе то обстоятельство, что заявление Аргаковой С.Л. о признании ее семьи малоимущей не рассмотрено, правового значения в данном конкретном случае не имеет. Истец вправе обратиться с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти повторно, представив необходимые документы.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела; нарушений норм материального и процессуального права, влияющих на обоснованность судебного акта, не установлено.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционной жалобе не приводится, у судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 4 февраля 2019 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Аргаковой С.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.