Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" Министерства обороны Российской Федерации Погодина С. на решение Советского районного суда города Казани от 11 февраля 2019 года, которым постановлено:
иск Леонтьевой З.М. в интересах несовершеннолетнего сына Леонтьева Р.С. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" об установлении права на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере удовлетворить;
признать за Леонтьевым Р.С. право на выплату пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения на 32 процента;
обязать федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Татарстан" произвести перерасчет ранее назначенной Леонтьеву Р.С. пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения на 32 процента начиная с 21 ноября 2017 года;
взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" в пользу Леонтьевой З.М. стоимость услуг представителя в сумме 5 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" Министерства обороны Российской Федерации Бурякова В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Леонтьевой З.М. - Казначеева А.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Леонтьева З.М. в интересах несовершеннолетнего сына Леонтьева Р.С. обратилась в суд с иском федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" (далее - Военный комиссариат) об установлении права на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере.
В обоснование иска указывается, что отец несовершеннолетнего ЛеонтьеваР.С, "дата" года рождения, - ФИО1 погиб "дата" в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в связи с чем несовершеннолетний сын Леонтьевой З.М. относится к категории лиц, указанных в пункте "а" статьи 1 Закона N 4468-1, обладает статусом лица, потерявшего кормильца, и в силу закона имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Леонтьеву Р.С. назначена пенсия по случаю потери кормильца, которую получает его мать - Леонтьева З.М.
Поскольку пенсия выплачивается ответчиком без учета повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 указанного Закона, ЛеонтьеваЗ.М. просила признать за Леонтьевым Р.С. право на получение пенсии по потере кормильца с учетом вышеуказанного повышения.
Леонтьева З.М, а также несовершеннолетний Леонтьев Р.С. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель Леонтьевой З.М. - Казначеев А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата Буряков В.И. иск не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что ответчиком правомерно отказано в повышении выплачиваемой пенсии по случаю потери кормильца Леонтьевой З.М, получаемой ею за сына, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, поскольку сын погибшего не является ветераном боевых действий. Возложение судом первой инстанции обязанности ответчиком произвести перерасчёт назначенной Леонтьевой З.М. пенсии по случаю потери кормильца ее сына повлечет за собой незаконный расход денежных средств в крупных суммах, направленных на выплату пенсий из федерального бюджета.
Леонтьева З.М, Леонтьев Р.С. в суд апелляционной инстанции не явились. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что несовершеннолетний Леонтьев Р.С. является сыном ФИО1 - командира мотострелковой роты, погибшего "дата" в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и являвшегося ветераном боевых действий.
Сын Леонтьевой З.М. получает пенсию по случаю потери кормильца без учета ее повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
На момент гибели ФИО1 на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" являлся ветераном боевых действий, данный факт ответчиком не оспаривается.
21 ноября 2018 года Леонтьева З.М. обратилась в Военный комиссариат с заявлением об исчислении и выплате назначенной ее несовершеннолетнему сыну пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
29 ноября 2018 года Военный комиссариат в удовлетворении указанного заявления отказано, в связи с тем, что повышение пенсии, установленное пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, носит личный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Согласно разъяснениям, отраженным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12февраля 1993 года N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ), а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого Закона.
Тем самым пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 года изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года, в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 указанного Закона, то есть в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
При этом статья 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 содержится в разделе "Исчисление пенсий", в котором учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии с абзацем 5 статьи 46 вышеуказанного Закона, при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Из содержания вышеприведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семей при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на повышение пенсии в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус ветерана боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", должен быть подкреплен выдачей удостоверения, которое в соответствии с Постановлением Минтруда от 11 октября 2000 года N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" выдается непосредственно ветеранам боевых действий, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", тогда как такое удостоверение Леонтьеву Р.С. не выдавалось, несостоятелен и подлежит отклонению, поскольку лица, обладающие самостоятельным статусом ветерана боевых действий, не могут практически являться одновременно и получателями пенсии по случаю потери кормильца с учетом права на такое повышение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несовершеннолетний сын погибшего ветерана боевых действий Леонтьев Р.С. имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в указанной части, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание и положены в основу отмены постановленного по делу судебного акта, так как основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 11 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" Министерства обороны Российской Федерации Погодина С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.