Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан Якуповой Ф.А. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 февраля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Михайловой Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия удовлетворить;
признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан об отказе выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 11 января 2019 года незаконным;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан выдать Михайловой Е.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан Рахматуллиной Г.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Михайлова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее - Управление) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование иска указано, что "дата" у Михайловой Е.В. родилась дочь, которая умерла "дата", что подтверждается справкой N 2961 от 22 ноября 2018 года, выданной ГАУЗ "Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром".
"дата" у Михайловой Е.В. родилась дочь - ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным Управлением ЗАГС Исполкома АМР РТ от 11 апреля 2013 года.
В декабре 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.
Решением N1 от 11 января 2019 года отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, в связи с тем, что заявителем не представлено свидетельство о рождении первого ребенка. После уточнения исковых требований Михайлова Е.В. просила суд признать незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка; ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании Михайлова Е.В. требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления исковые требовании не признал.
Представитель третьего лица Управления ЗАГС Альметьевского муниципального района Республики Татарстан оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что предоставление заявителем при обращении в Управление за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал справки Альметьевской детской городской больницы, в то время как в качестве документа, подтверждающего рождение ребенка, для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении, указывает на отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Михайлова Е.В, представитель Управления ЗАГСа Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии преамбулой Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" данный Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин (граждан Российской Федерации независимо от места их жительства), родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 июля 2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона указанные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 года N 1180н.
Пунктом 5 Правил предусмотрено предоставление вместе с заявлением о выдаче сертификата документов, подтверждающих рождение детей.
В силу пункта 8 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что "дата" у Михайловой Е.В. родилась дочь, которая умерла "дата", что подтверждается справкой N 2961 от 22 ноября 2018 года, выданной ГАУЗ "Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром". Ребенок родился после 22 недель беременности весом 990 грамм, прожил 37 часов.
"дата" у Михайловой Е.В. родилась дочь - ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным Управлением ЗАГСа Исполкома АМР РТ от 11 апреля 2013 года.
В декабре 2018 года истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.
Решением Управления от 11 января 2019 года в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, отказано, в связи с тем, что заявителем не представлено свидетельство о рождении первого ребенка.
Михайлова Е.В. просила суд признать незаконным отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку факт рождения первого ребенка и его смерть подтверждается представленными медицинскими документами и не оспаривается стороной ответчика.
Судебная коллегия считает, что вынесенное решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года (преамбула, пункт 1 части 1 статьи 3). В силу части 7 статьи 3 данного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Исходя из положений указанных норм, а также части 2 статьи 3, пункта 3 части 1.3 и части 4 статьи 10, части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
На запрос судебной коллегии учреждением здравоохранения ГАУЗ "Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром" (далее - Больница) дан ответ, что истец Михайловой Е.В. действительно "дата" родила живого недоношенного ребенка женского пола весом 990 грамм, смерь которого наступила "дата", ребенок прожил 37 часов.
Далее в ответе Больницы указано, что пунктом 4 Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 декабря 1992 года N 318/190 (в редакции, действовавшей в 2006 году, утратил силу 20.02.2012) установлены критерии для заполнения Медицинского свидетельства и регистрации в органах ЗАГС:
- родившиеся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г - при многоплодных родах;
- все новорожденные, родившиеся с массой тела с 500 г до 999 г также подлежат регистрации в органах ЗАГС в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток).
Также Больница ссылается на пункт 1 раздела IV Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 апреля 1994 года N 82 (утратил силу 04.01.2014) обязательному вскрытию и регистрации в протоколе патолого-анатомического исследования подлежат все умершие в лечебных учреждениях новорожденные, а также мертворожденные массой 500 г и более, длиной тела 25 см и более, при сроке беременности 22 недели и более с оформлением протокола вскрытия, включая случаи после прерывания беременности по медико-генетическим и социальным показаниям. Врачебное свидетельство выдается на мертворожденных и умерших новорожденных детей с массой тела 1000 г и более, длиной тела 35 см и более (срок гестации 28 недель и более). На новорожденных с массой тела от 500 г до 999 г, длиной тела 25-34 см (срок гестации 22-27 недель) свидетельство выдается в случае, если они прожили полных 7 суток.
На основании изложенного, Больница указала, что оснований для регистрации факта рождения и смерти ребенка не имеется.
Однако судебная коллегия отмечает, что вышеперечисленные подзаконные ведомственные нормативно-правовые акты утратили силу, и в настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи" (зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2012 N 23490).
Данным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1687н утверждены медицинские критерии рождения (приложение N 1) и порядок выдачи документа о рождении "Медицинское свидетельство о рождении".
Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента) (п. 3 медицинских критериев рождения).
В силу п. 3 порядка выдачи документа о рождении Медицинское свидетельство о рождении выдается на новорожденных, родившихся живыми при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах), или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).
Таким образом, поскольку первый ребенок истицы родился живым после 22 недель беременности весом 990 грамм, при наличии указанных фактов срок жизни новорожденного не имеет значения, то по действующим ныне нормативным правилам должно было быть выдано медицинское свидетельство о рождении, которое является основанием для государственной регистрации рождения ребенка органами ЗАГСа и последующей выдачи свидетельства о рождении (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ).
Однако Михайловой Е.В. было отказано в выдаче медицинского свидетельства о рождении первого ребенка, так как ГАУЗ "Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром" полагало, что действовавшим на момент рождения ребенка правовым регулированием не было предусмотрено выдача такой справки при рождении и смерти ребенка на первой неделе жизни.
Судебная коллегия полагает, что отказ учреждения здравоохранения в выдаче справки о рождении и смерти первого ребенка в данном случае не может служить основанием для ограничения реализации права истицы на получение дополнительных мер социальной поддержки, поскольку в правовом смысле для приобретения права на такие дополнительные меры государственной поддержки имеет значение рождение ребенка, как первого, так и последующих, живыми. Данный факт по делу в отношении Михайловой Е.В. достоверно установлен.
Поскольку оснований для отказа истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не имеется, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции исковых требований Михайловой Т.В. признании решения Управления об отказе выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 11 января 2019 года незаконным, возложении обязанности на ответчика выдать Михайловой Е.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан Якуповой Ф.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.