Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М. М,
судей Калимуллина Р. Я. и Никулиной О. В,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А. А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - филиала Акционерного общества (далее - АО) "Татэнерго" "Нижнекамские тепловые сети" - Давыдовой Марины Павловны на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать отказ АО "Татэнерго" в заключении прямого договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с Ивановой Лидией Васильевной, проживающей по адресу: "адрес", "адрес" улица, "адрес", комната.., - неправомерным.
Признать договор о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, поставляемых в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" улица, "адрес", комната.., - заключенным между АО "Татэнерго" и Ивановой Л. В. с 1 сентября 2018 года.
В удовлетворении требований к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу и ее представителя Костину М. А, представителей ответчика Снадину Э. В. и Давыдову М. П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л. В. обратилась в суд с иском к филиалу АО "Татэнерго" "Нижнекамские тепловые сети" о возложении обязанности заключить прямые договоры на оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению с пользователями жилых помещений, расположенных в общежитиях по адресам: "адрес"А и "адрес"Б, "адрес" улица, "адрес".
В обоснование заявленных требований истица указала, что по договору безвозмездного пользования государственным имуществом... от 31 марта 2004 года некоммерческому партнерству "Жилищно-коммунальное управление" (далее - НП "ЖКУ") переданы в безвозмездное пользование три общежития, расположенные по указанным выше адресам. Комнаты в общежитиях предоставляются лицам, состоящим в трудовых отношениях с организациями - членами НП "ЖКУ", финансирующими распределение, содержание и эксплуатацию жилого фонда. Согласно договору найма жилого помещения в общежитии... от 23 декабря 2015 года истица является нанимателем комнаты... общей площадью 31,3 кв. м, расположенной в "адрес" по "адрес" улице "адрес". В апреле 2018 года общим собранием пользователей помещений в общежитиях было принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению. На основании принятого решения ответчик с 1 сентября 2018 года приступил к начислению платы за теплоснабжение дома истицы в соответствии с условиями Типового договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, без его письменного оформления. Показания приборов учета ответчиком были приняты, начисления произведены, пользователи жилых помещений приступили к оплате выставленных им счетов. НП "ЖКУ" - третье лицо по делу - предоставило ответчику информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета. С 1 сентября 2018 года третье лицо плату за коммунальные услуги пользователям помещений в счета не включает. Однако позже ответчик в одностороннем порядке принял решение отказать в заключении прямых договоров и продолжить исполнение условий договора, заключенного с НП "ЖКУ" на поставку коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Другие ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги пользователям жилых помещений в общежитиях на основании прямых договоров.
Истица просила возложить на ответчика обязанность заключить прямые договоры на оказание коммунальных услуг с пользователями жилых помещений в общежитиях.
Впоследствии истица уточнила свои требования и просила признать неправомерным отказ ответчика заключить прямые договоры о предоставлении коммунальных услуг, признать договоры о предоставлении коммунальных услуг заключенными с 1 сентября 2018 года.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2018 года к участию в деле в качестве ответчиков были также привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - МЗИО РТ) и Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истица и ее представитель Костина М. А. уточненные требования поддержали.
Представители ответчика АО "Татэнерго" Снадина Э. В. и Давыдова М. П. возражали против удовлетворения иска.
Представитель ответчика МЗИО РТ и третьего лица Паньшин И. М. с требованиями истицы согласился.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд иск удовлетворил частично и постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком АО "Татэнерго" ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт указывает на неправильное толкование и применение судом норм материального права, а именно: статьи 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Положения этой статьи распространяют свое действие только на те общежития, которые были переданы в муниципальную собственность. Общежитие, в котором проживает истица, в муниципальную собственность не передавалось, поэтому к сложившимся правоотношениям не могут быть применены нормы жилищного законодательства о договоре социального найма. Истица вселена в жилое помещение в связи с трудовыми отношениями с третьим лицом и на период их действия. Податель жалобы также отмечает, что проведение общих собраний нанимателями (пользователями) жилых помещений в общежитиях не предусмотрено действующим законодательством, по своему правовому статусу такие лица не приравниваются к собственникам помещений в многоквартирных домах. В жалобе указано, что договор на поставку коммунальных ресурсов, заключенный между ответчиком и третьим лицом, является действующим, он не изменен и не признан недействительным, распоряжение от собственника общежития - МЗИО РТ - о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в адрес АО "Татэнерго" не поступало.
В дополнении к апелляционной жалобе ее податель указывает, что 1 февраля 2019 года он обратился с заявлением о проверке принятого нанимателями жилых помещений в общежитии решения в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан, которая дала заключение о ничтожности такого решения как противоречащего требованиям закона.
В судебном заседании апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения жалобы по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Представители ответчика жалобу и дополнение к ней поддержали по изложенным в них доводам.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом. От имени третьего лица поступил письменный отзыв на жалобу.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее истицы и отзыва третьего лица, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о договоре социального найма.
В силу пункта 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Разделом III ЖК РФ, который регламентирует правоотношения, возникающие из договора социального найма жилого помещения. Такая форма управления многоквартирным жилым домом как общее собрание нанимателей помещений в нем не предусмотрена.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Разделом IV ЖК РФ также не предусмотрена такая форма управления специализированным жилым фондом как общее собрание нанимателей жилых помещений в отнесенных к такому фонду домах.
Статьей 157.2 ЖК РФ регламентировано предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пункте 9 названной нормы указано, что положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
По делу установлено, что 23 декабря 2015 года между третьим лицом как наймодателем и истицей как нанимателем был заключен договор найма жилого помещения в общежитии в отношении комнаты... в "адрес" по "адрес" "адрес".
Из материалов дела следует, что собственником здания общежития, расположенного по указанному выше адресу, является Республика Татарстан, от имени которой полномочия по управлению и распоряжению республиканским имуществом осуществляет МЗИО РТ. 31 марта 2004 года между МЗИО РТ и третьим лицом по делу - НП "ЖКУ" на основании распоряжения министерства... -р от 10 марта 2004 года был заключен договор... безвозмездного пользования государственным имуществом, в том числе и общежитием, в котором проживает истица.
16 октября 2013 года между ОАО "Генерирующая компания" и третьим лицом был заключен договор теплоснабжения... Т. Доказательств его расторжения, изменения, признания недействительным сторонами не представлено.
25 апреля 2018 года состоялось общее собрание пользователей помещений в многоквартирном "адрес" по "адрес" улице "адрес", на котором согласно протоколу... было принято решение о заключении прямых договоров с АО "Татэнерго" на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Согласно письму ответчика в адрес третьего лица... от 5 июня 2018 года с 1 сентября 2018 года предполагалось осуществлять теплоснабжение жилых помещений в общежитии на основании Типового договора, заключенного с каждым нанимателем, без его письменного оформления. Письмом... от 23 октября 2018 года ответчик уведомил третье лицо о том, что общее собрание пользователей помещений в общежитии проведено с нарушением действующего законодательства, его решения, оформленные протоколом... от 25 апреля 2018 года, являются незаконными и не могут быть приняты за основу для заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов. В письме указано на продолжение действия договора теплоснабжения... Т от 16 октября 2013 года, заключенного между ОАО "Генерирующая компания" и третьим лицом.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции исходил из того, что протокол... общего собрания пользователей помещений в общежитии от 25 апреля 2018 года никем не оспорен и не признан недействительным, а наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет равные права с собственником при оплате коммунальных услуг. Также суд сослался в своем решении на положения пункта 9 статьи 157.2 ЖК РФ.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
В апелляционной жалобе ответчика справедливо отмечается, что положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми наниматели жилых помещений в общежитиях, переданных в муниципальную собственность, приравнены по своему статусу к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, применяются только к таким общежитиям и не могут распространяться на правоотношения, возникшие из договора найма специализированного жилого помещения. Ссылка на приведенную норму закона в обжалуемом решении является ошибочной.
Вывод суда о том, что решения, принятые общим собранием пользователей помещений в общежитии 25 апреля 2018 года и оформленные протоколом.., не признаны недействительными, поэтому безусловно являются основанием для заключения ответчиком с нанимателями самостоятельных, прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов, не основан на законе, поскольку такая форма управления многоквартирным домом, отнесенным к специализированному жилищному фонду, как общее собрание не предусмотрена действующим законодательством. Все решения относительно распоряжения и управления этим фондом принимаются его собственником или уполномоченным им органом. В данном случае соответствующего решения МЗИО РТ принято не было. Договор теплоснабжения... Т от 16 октября 2013 года, заключенный между ОАО "Генерирующая компания" и третьим лицом, в безвозмездное пользование которого передано общежитие, является действующим.
Применение судом пункта 9 статьи 157.2 ЖК РФ к правоотношениям сторон нельзя признать правильным, поскольку указанная статья регламентирует предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым ни тепловая энергия, ни горячая вода не относятся. Оснований для использования в данном случае аналогии закона не имеется: приведенная норма является специальной, направлена на регулирование правоотношений, связанных только с утилизацией твердых бытовых отходов.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований истицы, заявленных к АО "Татэнерго", нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, подпунктом 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2019 года по данному делу в части признания отказа акционерного общества "Татэнерго" в заключении прямого договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с Ивановой Лидией Васильевной, проживающей по адресу: "адрес", "адрес" улица, "адрес", комната.., - неправомерным, признания договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, поставляемых в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" улица, "адрес", комната.., - заключенным между акционерным обществом "Татэнерго" и Ивановой Лидией Васильевной с 1 сентября 2018 года отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.