Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Калимуллина Р.Я. и Никулиной О.В,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Ячменевой Ю.Ю. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 31 января 2019 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Юсуповым А.А. право на предоставление субсидии - льготы на потребление газа на моечное отделение в составе жилого дома "адрес" (квартира 1 "адрес") с 01 июля 2015 г. в размере 166,5 куб.м. в месяц, обязать ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (в решении ошибочно указано
ГКУ "Республиканский центр материальной помощи") произвести начисления (перерасчет) субсидии льготы на потребление газа на моечное отделение в составе жилого дома "адрес" с 1 июля 2015 г. в размере 166.5 куб.м. в соответствии с действующими нормативными актами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Биктимеровой А.З, поддержавшей доводы жалобы, заслушав объяснения Юсупова А.А. и его представителя Лобачева И.И, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юсупов А.А обратился к ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее ГКУ "РЦМП"), Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани) с иском о признании права на предоставление субсидии, возложении обязанности произвести начисление субсидии. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу "адрес". Вышеуказанный дом не оборудован ванной, но имеет моечное помещение (баню), которое входит в состав дома и отапливается газом.
Истец и его супруга являются инвалидами II группы, в связи с чем имеют право на предусмотренные статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября
1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субсидии в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Названный жилой дом оборудован общим прибором учёта потребления газа; приборы учёта по отдельным видам затрат (отопление дома, газовая плита, баня) не установлены. До июля 2015 года истцу предоставлялась компенсация расходов на оплату поставленного газа, исходя из норматива в размере 597,5 м 3; указанный объём газа включал в себя расходы на газовую плиту, отопление дома и баню.
При расчёте размера компенсации после июля 2015 года ответчик принимает во внимание только расходы на газовую плиту и отопление; расходы на моечное помещение (баню) истцу не компенсируются.
Согласно постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 августа 2012 года N 4-1/э "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению населением на территории Республики Татарстан" норматив потребления природного газа на отопление индивидуальных бань газовыми приборами составляет
166,5 м 3 на 1 баню в месяц.
В связи с изложенным Юсупов А.А, отказавшись от требований к
ИК МО г. Казани, после уточнения иска просил признать за ним право на предоставление субсидии - льготы на потребление газа на моечное отделение в составе названного жилого дома в размере 166,5 м 3 в месяц и обязать
ГКУ "РЦМП" произвести начисления (перерасчёт) указанной субсидии с
1 июля 2015 года в размере 166.5 м 3 в соответствии с действующими нормативными актами.
Истец Юсупов А.А. и его представитель Привалова Л.П. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика ГКУ "РЦМП" Биктимерова А.З. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ "РЦМП" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе указано, что в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа. Апеллянт указывает, что жилой дом истца оборудован прибором учёта газа, в связи с чем объём потребления должен определяться по показаниям названного прибора. Податель жалобы выражает мнение о том, что в домовладении истца отсутствует индивидуальная баня, в связи с чем он не имеет права на соответствующую компенсацию. Также в жалобе указывается, что расчёт субсидии производится ответчиком на основании сведений, предоставляемых ЭПУ "Приволжскгаз" ООО "Газпром трансгаз Казань"; заявитель жалобы выражает мнение о необходимости привлечения названного юридического лица к участию в деле.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября
1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наём и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 августа 2012 года N 4-1/э были утверждены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению населением на территории Республики Татарстан.
В соответствии с указанным постановлением норматив потребления природного газа населением при отсутствии приборов учёта газа на отопление индивидуальных бань газовыми приборами составляет 166,5 м 3 на 1 баню в месяц.
По делу установлено, что истец Юсупов А.А. является инвалидом
"данные изъяты"; из представленной справки следует, что инвалидность установлена ему 27 августа 2010 года бессрочно.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от
27 февраля 2003 года следует, что Юсупов А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу "адрес".
Из технического паспорта жилого дома следует, что он оборудован моечным помещением, обозначенным литерой А4.
Сторонами не оспаривалось, что ответчик предоставляет истцу предусмотренную вышеуказанной нормой закона компенсацию расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению по нормативам потребления исходя из наличия газовой плиты и отопления жилого помещения от отопительных газовых приборов. Расходы на отопление названного моечного помещения ответчик истцу не компенсирует.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на компенсацию 50% расходов на потребление газа на относящееся к домовладению моечное помещение.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на верной оценке представленных доказательств.
Довод жалобы о том, что жилой дом истца оборудован прибором учёта газа, в связи с чем объём потребления должен определяться по показаниям названного прибора, в данном случае принят быть не может.
Как было указано выше, в ходе рассмотрения дела был установлен факт начисления истцу ответчиком компенсации расходов на оплату потреблённого газа исходя из установленного норматива потребления с учётом газовой плиты и отопления жилого помещения. Наличия у истца права на компенсацию расходов на потребление газа по установленным нормативам ответчик не оспаривал; фактически, как верно было указано судом первой инстанции, спор между сторонами в настоящий момент не связан с методикой определения размера субсидии (согласно показаниям прибора учёта или по нормативу), а с отказом ответчика от компенсации расходов на моечное помещение.
Данное обстоятельство подтверждается направленными в адрес истца ответами ГКУ "РЦМП" (л.д. 13), в которых ответчик указывает на отсутствие оснований для предоставления субсидии на моечное помещение в связи с тем, что оно не относится к жилому помещению, а также отзывом ответчика (л.д. 72-73).
Действующее законодательство не предусматривает возможности одновременного применения двух методик расчёта размера компенсации за потреблённый газ (для части потребляющих устройств по нормативу, для части - по показаниям общего для всех потребляющих устройств прибора учёта). Соответственно, расчёт ответчиком размера компенсации расходов на потребление газа на отопление дома и на газовую плиту по установленным нормативам исключает возможность расчёта размера компенсации расходов на потребление газа для моечного отделения по общему прибору учёта.
Довод жалобы о том, что истец не имеет права на соответствующую компенсацию в связи с отсутствием в его домовладении индивидуальной бани принят быть не может.
В разделе "характеристика строений и сооружений" технического паспорта указано, что строение под лит. А4 (моечная) является кирпичным пристроем на бетонном фундаменте, возведённым в 1998 году.
Из договора от 14 сентября 2006 года N 9353 на поставку газа и техническое обслуживание внутриквартирных (внутридомовых) газопроводов и газового оборудования с населением следует, что цена поставленного газа определяется с учётом наличия в домовладении одной бани (л.д. 60, оборот).
При таких обстоятельствах право истца на вышеуказанную льготу не зависит от наименования, под которым моечное помещение было внесено в технический паспорт жилого дома.
Довод жалобы о том, что расчёт субсидии производится ответчиком на основании сведений, предоставляемых ЭПУ "Приволжскгаз" ООО "Газпром трансгаз Казань", не может служить основанием для ограничения прав истца на получение установленной законом льготы.
Ходатайства о привлечении ООО "Газпром трансгаз Казань" к участию в деле в суде первой инстанции заявлено не было, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы основанием для отмены оспариваемого решения служить не может.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 31 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.