Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М. М,
судей Калимуллина Р. Я. и Никулиной О. В,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А. А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
ФИО5 гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Хайрутдиновой Сании на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2019 года, которым ей было отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Буинского муниципального района Республики Татарстан о признании права на получение государственной жилищной субсидии, возложении обязанности выдать субсидию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу и представителя третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиеву Ф. М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайрутдинова С. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Буинского муниципального района Республики Татарстан о признании права на получение государственной жилищной субсидии, возложении обязанности выдать субсидию.
В обоснование своих требований истица указала, что с 1950 года по 2004 год она со своей семьей - сыновьями Хайрутдиновыми Рафаэлем, Рустамом, Рамилем и Маратом - проживала по адресу: "адрес". Данный населенный пункт приравнен к районам Крайнего Севера. В 2004 году истица была вынуждена выехать из поселка и переехала в "адрес", где проживает на условиях договора коммерческого найма по адресу: "адрес". Истица обратилась в отдел жилищной политики ответчика с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано. В связи с этим истица обратилась в суд и просила признать за ней право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон N 125-ФЗ); возложить на ответчика обязанность выдать сертификат на субсидию.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истица свои требования поддержала.
Ответчик своего представителя в суд не направил, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Мухамадиева Ф. М. возражала против удовлетворения иска и пояснила, что истицей не представлены все необходимые документы для получения государственной жилищной субсидии и не соблюдена процедура ее получения.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истицей ставится вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении иска. В жалобе апеллянтом приведены те же доводы, которые были положены в обоснование иска.
Истица в судебном заседании апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Реализация права на жилье указанной категории граждан осуществляется в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1710 от 30 декабря 2017 года (до 1 января 2018 года - в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года). Механизм реализации права на жилье в рамках основного мероприятия регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года.
В соответствии с пунктом 19 данных Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в органы местного самоуправления.., в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением определенного перечня документов.
Согласно пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Из приведенных норм Закона и Правил следует, что для участия в программе необходимо признание гражданина в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и его обращение в орган местного самоуправления с заявлением об участии в программе с приложением необходимых документов.
По делу установлено, что 15 августа 2018 года истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии как прибывшей из районов Крайнего Севера. В постановке на учет истице было отказано в связи с отсутствием нуждаемости в жилье - превышением общей площади, приходящейся на каждого члена ее семьи, учетной нормы, составляющей в данном случае 18 кв. м. Принятое ответчиком решение не было истицей обжаловано в установленном порядке.
Решением Буинского городского суда Республики Татарстан от 2 августа 2018 года истице было отказано в удовлетворении ее иска к ответчику о постановке на учет как имеющей право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Решение вступило в законную силу 4 сентября 2018 года.
С заявлением к ответчику об участии в основном мероприятии по предоставлению государственной жилищной субсидии с приложением всех необходимых документов истица не обращалась, письменный отказ ответчика в признании ее участником основного мероприятия отсутствует.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции исходил из приведенных выше фактов.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела, сделан при правильном применении норм материального права и отсутствии нарушений процессуального закона. Первым и главным условием участия гражданина в основном мероприятии для получения в дальнейшем субсидии является признание его нуждающимся в жилье и постановка на соответствующий учет. Истица нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана, в постановке на учет ей отказано, решение ответчика об этом не отменено и не признано незаконным. Таким образом, даже при наличии у истицы права на получение соответствующей субсидии этот вопрос не может быть предметом рассмотрения до принятия ее в установленном порядке на учет как нуждающейся в жилье.
С учетом сделанных судебной коллегией выводов оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы истицы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Хайрутдиновой С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.