Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя индивидуального предпринимателя Шабановой С.З. - Шангареева Д.Г. на решение Советского районного суда города Казани от 08 февраля 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Шабанову С.З. оборудовать входную группу в нежилое здание по адресу: "адрес", а именно в магазин " "данные изъяты"" пандусом в соответствии с требованиями законодательства:
- установить навес, оборудовать ширину входной площадки размером не менее 2,2 м;
- уменьшить угол наклона пандуса не более 1:20 (5%) при высоте подъема пандуса 0,37 м.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шабановой С.З. в муниципальный бюджет города Казани государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей индивидуального предпринимателя Шабановой С.З. - Шабанова А.М. и Шангареева Д.Г, поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Аблиева Т.М, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приволжского района города Казани обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Шабановой С.З. (далее ИП Шабанова С.З.) в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что по обращению гражданина ФИО5 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в частности в нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", а именно в магазин " "данные изъяты"". Проверкой установлено, что на входе в указанное нежилое здание (магазин "Верный") установлен пандус, который не обеспечивает беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения (далее также МГН) в здание, поскольку его технические характеристики не соответствуют установленным нормам законодательства: дополнительный разделительный поручень находится на ширине 5,5 метров при ширине лестницы на входе в здание 11 метров (при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни, пункт 5.1.2; при расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни, пункт 5.2.11 СП 59.133330.2012); отсутствует навес, покрытие пандуса скользкое, размер входной площадки 11,0 м * 1,78 м (входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 м * 2,0 м или 1,5 м * 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 м * 2,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%, пункт 5.1.3 СП 59.133330.2012); на входной группе имеется порог высотой 0,03 м (наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги.
При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м, пункт 5.1.4 СП 59.133330.2012); все завершающие горизонтальные части поручня имеют длину 0,16 м (завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27-0,33 м) и иметь нетравмирующее завершение, пункты 5.2.10 и 5.2.15 СП 59.133330.2012); высота подъема пандуса составляет 0,37 м, длина пандуса - 3 м, угол наклона составляет 1:8 (12,5%) (максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%), пункт 5.2.13 СП 59.133330.2012). Собственником нежилого помещения по адресу: "адрес", является ИП Шабанова С.З. Деятельность (торговля) по данному адресу осуществляет ООО "Союз Святого Иоанна Воина" на основании долгосрочного договора аренды нежилого помещения от "дата", заключенного с ИП Шабановой С.З. Деятельность ООО "Союз Святого Иоанна Воина" по торговле продовольственными, непродовольственными и иными товарами, сопутствующему оказанию услуг населению, является деятельностью в сфере социально-бытового обслуживания, связана с осуществлением покупок продуктов питания, соответственно, имеет социальную направленность, то есть маломобильные группы населения вправе иметь беспрепятственный доступ к указанным услугам.
На основании изложенного прокурор Приволжского района города Казани просил суд обязать ИП Шабанову С.З. оборудовать входную группу в нежилое здание по адресу: "адрес" (в магазин " "данные изъяты"") пандусом в соответствии с требованиями законодательства, а именно: установить дополнительный разделительный поручень на расстоянии не более 4,0 м; установить навес, оборудовать пандус покрытием из нескользящего твердого материала, оборудовать ширину входной площадки размером не менее 2,2 м; привести в соответствие порог на входной группе, путем уменьшения его высоты размером не превышающим 0,014 м; установить завершающие горизонтальные части поручня длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м; уменьшить угол наклона пандуса не более 1:20 (5%) при высоте подъема пандуса 0,37 м.
В судебном заседании представитель прокурора Приволжского района города Казани Люткова З.М. заявленные требования уточнила и просила обязать ИП Шабанову С.З. оборудовать входную группу в магазин " "данные изъяты"" пандусом в соответствии с требованиями законодательства, а именно: установить навес, оборудовать ширину входной площадки размером не менее 2,2 м; уменьшить угол наклона пандуса не более 1:20 (5%) при высоте подъема пандуса 0,37 м.
Представители ответчика Шабанов А.М. и Шангареев Д.Г. просили суд в удовлетворении исковых требований отказать, представили возражение.
Представитель третьего лица Зиганшина Г.Ш. с иском не согласилась.
Суд в приведенной формулировке вынес решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене решение суда в связи с его незаконностью. В обоснование жалобы указано, что здание имеет навес над входной группой, выполненный в форме консоли. Данный навес полностью накрывает существующий пандус как по ширине, так и по длине. Установка дополнительного навеса нарушит существующий проект и испортит внешний вид здания. Кроме того, пандус, которым оборудован центральный вход здания, соответствует проектной документации объекта. Проект здания прошел государственную экспертизу, а само здание с пандусом введено в эксплуатацию после прохождения государственной приемки. Кроме того, судом не учтено, что собственник здания вправе выбрать иные варианты доступа инвалидов в здание, которые предполагают наличие временного металлического пандуса, выдвижного, съемного, телескопического пандуса или наличие подъемного устройства и помощи персонала по дежурному звонку.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика Шабанов А.М. и Шангареев Д.Г. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Прокурор Аблиев Т.М. в судебном заседании просил решение Советского районного суда города Казани от 08 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИП Шабановой С.З. - без удовлетворения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Союз Святого Иоанна Воина" в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав объяснения участников процессов, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181?ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от24ноября1995года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Статьей 15 указанного федерального закона предусмотрено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района г. Казани проведена проверка доводов обращения гражданина Никишина Ю.А. о соблюдении законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в частности, в нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", а именно в магазин " "данные изъяты"". Помощником прокурора Лютковой З.М. установлено, что вход в магазин " "данные изъяты"" оборудован пандусом.
Из акта проверки от "дата" следует, что фактически существующий пандус не соответствует требованиям СП 59.13330.2012. На момент проверки было выявлено, что дополнительный разделительный поручень находится на ширине 5,5 метров, при ширине лестницы на входе в здание 11 метров; отсутствует навес, покрытие пандуса скользкое, размер входной площадки 11,0 м х 1,78; на входной группе имеется порог высотой 0,03 м; все завершающие горизонтальные части поручня имеют длину 0,16 м; высота подъема пандуса составляет 0,37 м, длина пандуса - 3 м, угол наклона составляет 1:8 (12,5%).
Собственником указанного нежилого помещения является ИП Шабанова С.З, деятельность (торговля) по данному адресу осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Союз Святого Иоанна Воина" на основании долгосрочного договора аренды нежилого помещения от "дата", заключенного с ИП Шабановой С.З.
Согласно акту проверки от "дата" следует, на момент повторной проверки добровольно исполнены требования об установке дополнительного разделительного поручня на расстоянии не более 4,0 м; об оборудовании пандуса покрытием из нескользящего твердого материала; о приведении в соответствие с установленными требованиями порога на входной группе, путем уменьшения его высоты размером не превышающим 0,014 м; об установке завершающих горизонтальных частей поручня длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Не выполнены требования об установке навеса, оборудовании ширины входной площадки размером не менее 2,2 м; об уменьшении угла наклона пандуса не более 1:20 (5%) при высоте подъема пандуса 0,37 м.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований прокурора, суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства являются нарушением требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем возложил на собственника здания обязанность устранить имеющиеся нарушения, создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
С данными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе - статьях 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядке обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи, утвержденном Приказом Минпромторга России от 18 декабря 2015 года N 4146.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Представленным доказательствам судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для их иной оценки у судебной коллегии не имеется. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального закона, которые могут быть основанием для отмены или изменения решения, судом не допущено.
Доводы представителей ответчика о том, что пандус, которым оборудован центральный вход здания, соответствует проектной документации объекта, а также о том, что проект здания прошел государственную экспертизу и само здание с пандусом введено в эксплуатацию после прохождения государственной приемки отклоняются судебной коллегией ввиду несостоятельности.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
С 01 января 2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.
Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.
В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно пункту 5.2.13 СНиП 35-01-2001 пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером 1,5 м * 1,5 м.
Как установлено положениями пунктов 5.1.3, 5.1.4 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 м * 2,0 м или 1,5 м * 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 м * 2,2 м. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола.
В соответствии со статьями 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с требованиями пункта 5 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.
Доказательств соответствия пандуса вышеуказанным нормативам ответчиком не представлено. Более того, доводы об отсутствии нарушений требований, предъявляемых к пандусам, опровергаются представленными в деле актами проверок, а также заключением специалистов акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля", согласно которому угол наклона пандуса относительно горизонтальной поверхности составляет 26,5 градусов.
Довод представителей ответчика о том, что входная группа здания имеет навес, также не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанный навес над пандусом также не соответствует предъявляемым к нему требованиям и не закрывает его полностью, что подтверждено актом проверки от "дата", составленным в присутствии представителей ответчика, а также заключением специалистов акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля", в соответствии с которым открытая часть пандуса составляет 0,21 м.
Довод о том, что собственник здания вправе выбрать иные варианты доступа инвалидов в здание, которые предполагают наличие временного металлического пандуса, выдвижного, съемного, телескопического пандуса или наличие подъемного устройства и помощи персонала по дежурному звонку, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью, поскольку доказательств наличия в здании магазина " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", указанных (иных) вариантов доступа инвалидов в здание ответчиком не представлено.
По своей сути доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 08 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя индивидуального предпринимателя Шабановой С.З. - Шангареева Д.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.