Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Р. Гаянова,
судей С.В. Новосельцева, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 14февраля 2019 года, которым иск Р.М.Давлетханова удовлетворен и постановлено: обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ установить заработную плату Давлетханова Рустама Мизхатовича в период с января 1983 года по январь 1991 года на основании партийного билета N20483889, выданного 18 марта 1983 года, и произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с учетом указанной в его партийном билете заработной платы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульме Республики Татарстан - Е.В.Зайдуллиной, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения Р.М.Давлетханова, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.М.Давлетханов обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ о принадлежности правоустанавливающего документа, перерасчёте размера назначенной пенсии.
В обоснование требований указал, что в связи с достижением пенсионного возраста он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, были сделаны запросы для подтверждения его стажа.
27ноября2018 года Архивным отделом администрации Северного района Оренбургской области выдана архивная выписка N 27-д из приказа N14 от 1марта1997 года, согласно которому он с 1марта1997 года принят на должность коммерческого директора с окладом по штатному расписанию в ЗАО "Компания Нефте-Марк", а также выписка из приказа N 14 от 30июня1997 года согласно которому он уволен с занимаемой должности с 1июля1997 года. Однако, ответчиком данная выписка не принята в качестве основания для назначения пенсии по причине отсутствия расшифровки его имени и отчества. При этом, в подтверждение размера заработной платы истцом был предоставлен партийный билет, который ответчиком также не принят во внимание.
В связи с этим, истец просил суд установить факт принадлежности ему справки о его трудовой деятельности, выданной Архивным отделом администрации Северного района Оренбургской области, а также обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об отказе от иска в части установления принадлежности справки о его трудовой деятельности, определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчика представил письменные возражения на иск, в котором просил в иске отказать.
Судом постановлено решение в выше приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что размер заработка не может быть установлен на основании косвенных документов.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого с 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему.
Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 1 части 2 названной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
По данным трудовой книжки с 28 мая 1979 года по 12 мая 1985 год истец работал водителем в Бугульминском АТП, с 14 мая 1985 года по п30 декабря 1989 года - инженером по технике безопасности в продовольственном тресте в "Татнефтегеофизика", а с 15 декабря 1989 года по 1 февраля 1991 года - в должности заместителя начальника хозрасчетного участка в Бугульминском АО.
Для перерасчета страховой пенсии Р.М.Давлетханов представил партийный билет N 20483889 от 18 марта 1983 года с указанием заработной платы за период с 1января1983 года по 31 января 1991 года.
Ответчик в перерасчете пенсии истцу отказал по мотиву, что назначенная пенсия с учетом сведений о среднемесячном заработке работника не может подлежать перерасчету на основании косвенных документов.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходил из наличия правовых оснований для признания за истцом права на перерасчет пенсии и возложения обязанности на УПФР по перерасчету ее размера, и оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В данном случае в качестве основания для перерасчета страховой пенсии по старости истцом представлен партийный билет N20483889 от 18марта1983 года.
Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данных в письме от 27 ноября 2001 года "Онекоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Учитывая, что партийный билет содержит сведения, косвенно подтверждающие фактический заработок Р.М. Давлетханова в период с января 1983 года по январь 1991 года, и оснований сомневаться в правильности записей в партийном билете о размерах заработной платы истца не имеется, у суда первой инстанции правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о перерасчете страховой пенсии по старости не имелось.
Утверждения ответчика в апелляционной жалобе о том, что размер заработка не может быть установлен на основании косвенных документов, отклоняются, поскольку подлежащий применению при разрешении настоящего спора нормативный акт позволяет принять во внимание заработную плату, отраженную в партийном билете.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, поскольку по своему существу сводятся к переоценке доказательств по делу, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 14февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.