Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан на решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2019 года, которым постановлено: исковые требования Галиуллиной Ф.К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско - Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан от 23 ноября 2018 года об отказе в назначении Галиуллиной Ф.К. досрочной страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско - Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Галиуллиной Ф.К, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы с 1 ноября 1999 года по 19 мая 2002 года в должности медицинской сестры молочной кухни и с 20 мая 2002 года по 25 декабря 2005 года в должности медицинской сестры диетической в отделе здравоохранения Апастовского района Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско - Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан назначить Галиуллиной Ф.К. досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 12 ноября 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - Закировой А.Ю, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галиуллина Ф.К. обратилась к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан с иском о признании незаконным решения о включении в льготный стаж периодов работы. В обоснование истица указала, что работает медицинской сестрой в ГАУЗ "Апастовская ЦРБ". Стаж её работы в данной организации составляет более 25 лет, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с выработкой в учреждениях здравоохранения менее 25 лет. С решением ответчика она не согласна. Просит включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 1 ноября 1999 года по 19 мая 2002 года в должности медицинской сестры молочной кухни; с 20 мая 2002 года по 25 декабря 2005 года в должности медицинской сестры диетической, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 12 ноября 2018 года.
Истец Галиуллина Ф.К. в суде первой инстанции иск поддержала.
Ответчик в суд не явился.
Представитель третьего лица ГАУЗ "Апастовская ЦРБ" просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В жалобе отмечается, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства России от 29 октября 2002 года N 781, наименование должности "медицинская сестра молочной кухни", "медицинская сестра диетическая" не предусмотрено.
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что 12 ноября 2018 года Галиуллина Ф.К. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика от 23 ноября 2018 года N1380441/178 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, ответчиком не включены, в том числе периоды работы: с 1 ноября 1999 года по 19 мая 2002 года в должности медицинской сестры молочной; с 20 мая 2002 года по 25 декабря 2005 года в должности медицинской сестры диетической.
Как следует из трудовой книжки, 28 февраля 1992 года истица принята на работу процедурной медицинской сестрой терапевтического отделения в отдел здравоохранения Апастовского района Министерства здравоохранения Республики Татарстан. 7 сентября 1995 года переведена медицинской сестрой молочной кухни. 20 мая 2002 года в связи с изменением в штатном расписании должность медицинская сестра молочной кухни переименована на должность медицинская сестра диетическая. 26 декабря 2005 года переведена медицинской сестрой стоматологического отделения.
Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж истицы вышеперечисленных периодов работы.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права, при этом принимая во внимание следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 (подп. "н") и 3 (подп. "в") Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Список N 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Должность "медицинская сестра диетическая" Списком N 781 не предусмотрена, соответственно оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца в указанной должности, у суда не имелось.
Вывод суда об осуществлении Галилуллиной Ф.К. непосредственно лечебной деятельности противоречит материалам дела.
Так, в целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18 июня 2004 года.
Должность "медицинская сестра диетическая" предусмотрена в нормативно-правовых актах как самостоятельная должность с индивидуально-определенными трудовыми функциями.
В частности, данная должность предусмотрена в Единых квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих в разделах "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н и приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N 869, в Профессиональных квалификационных группах должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 526, и ранее была предусмотрена в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, в Общесоюзном классификаторе. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142.
Таким образом, должность "медицинская сестра диетическая" четко отграничена от иных должностей среднего медицинского персонала, и при этом она не включена в перечень должностей, работа в которых дает право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Следовательно, тождественность занимаемой истцом должности "медицинская сестра диетическая" иным должностям, указанным в Списках, в частности должности "медицинская сестра" судом установлена быть не могла.
Учитывая, что должность медицинской сестры диетической Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года 3 N 781 не предусмотрена, тождественность выполняемой истцом работой с работой медицинской сестры по выполнению лечебной деятельности, материалами дела не подтверждается, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку не имеется оснований для включения указанных периодов в специальный стаж истца, то не имеется и оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения пенсионного органа от 23 ноября 2018 года N1380441/178.
Так как специальный стаж истца составляет менее требуемого 25 летнего стажа, то не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12 ноября 2018 года.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с требованиями статей 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан подлежит взысканию 3000 руб. в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2019 года по данному делу отменить, принять новое решение об отказе Галиуллиной Фавзие Каюмовне в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан о признании незаконным решения о включении в льготный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии.
Взыскать с Галиуллиной Фавзии Каюмовны в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан государственную пошлину в размере 3000 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.