Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего ВалишинаЛ.А., судей - КамаловойЮ.Ф., ПлюшкинаК.А. при секретаре судебного заседания АмировеА.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ВалишинаЛ.А. гражданское дело по апелляционной жалобе КурмаевойИ.В. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27февраля2019г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Курмаевой Ирины Вячеславовны к Симоновой Татьяне Павловне о признании завещаний недействительными - отказать.
Взыскать с Курмаевой Ирины Вячеславовны в пользу Симоновой Татьяны Павловны судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 13000руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения КурмаевойИ.В. и её представителя, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КурмаеваИ.В. обратилась в суд с иском к СимоновойТ.П. о признании завещаний недействительными, в обоснование своих требований указав, что "дата"2018 умер ее отец СергеевВ.П, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул. "адрес", а также земельных участков и гаражей, расположенных по адресу: Республика Татарстан, "адрес".
Все свое имущество в 2002 году отец завещал КурмаевойИ.В, однако в 2013 году вновь составил завещание, по которому завещал имущество истцу и ответчику, а в 2015 году - только СимоновойТ.П.
Поскольку СергеевВ.П. страдал серьезными заболеваниями, "данные изъяты", КурмаеваИ.В. просила признать завещания, составленные 31.07.2013 и 27.01.2015, недействительными.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал по следующим мотивам.
В связи с возникшим между сторонами спором относительно способности СергеевымВ.П. в момент совершения завещаний понимать значение своих действий и руководить ими суд назначил посмертную психолого-психиатрическую экспертизу.
Из заключения комиссии экспертов следует, что на момент составления завещаний у СергееваВ.П. каких-либо психических расстройств не обнаружено, по своему психическому состоянию он мог понимать характер, сущность, обстоятельства и значение данного события, понимать значение своих действий и руководить ими.
Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели с обеих сторон на неадекватное поведение наследодателя в юридически значимый период не указывали, а наоборот подтвердили ясность ума, внешнюю опрятность и адекватность поведения. Из аудиозаписи телефонного разговора сторон, представленной истцом, КурмаеваИ.В. подтверждает, что отец был здравомыслящим человеком.
Определением суда первой инстанции от 27.02.2019, внесенным в протокол судебного заседания, ходатайство Курмаевой И.В. о назначении по делу повторной экспертизы оставлено без удовлетворения, поскольку обоснованных доводов о наличии сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения ответчицей не представлено.
В апелляционной жалобе КурмаеваИ.В. просит решение суда отменить по следующим мотивам.
Наследодатель всегда имел намерение завещать спорную квартиру истице либо её сыну, он плохо относился к ответчице, не имел намерений завещать ей свое имущество, написал завещание на ответчицу под её влиянием.
Кроме того, он страдал хронической острой болезнью легких, что не было учтено экспертами при составлении заключения, хотя данное заболевание влечет поражение центральной нервной системы, патологию сосудов легкий и сердца, анемию, гипертензию малого круга кровообращения. Это всё могло спровоцировать отек головного мозга. Данные обстоятельства не были учтены экспертами.
Показаниями свидетелей подтверждается, что в юридически значимый период отец был слаб и сильно болел.
В суде первой инстанции истец заявляла ходатайство об истребовании амбулаторной карты из Альметьевского онкологического диспансера, а также акт медицинского заключения о смерти СергееваВ.В, которое неправомерно не было удовлетворено.
В связи с этим суд неправомерно отказал в назначении повторной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Согласно п.1 статьи 177 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Установлено, что "дата" 2018г. умер СергеевВ.П.
После его смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: РТ, г.Альметьевск, ул. "адрес".
Наследниками первой очереди, обратившимся за принятием наследства после смерти СергееваВ.П, являются: супруга СимоноваТ.П, сын СергеевВ.В. и дочь КурмаеваИ.В.
КурмаеваИ.В. оспаривала способность наследодателя понимать значение совершенных им 31 июля 2013г. и 27 января 2015г. завещаний.
Из материалов дела следует, что завещания составлены и удостоверены нотариусом Альметьевского нотариального округа Республики Татарстан ГришеневойН.В. в том, что СергеевВ.П. совершил распоряжение, находясь в здравом уме и твердой памяти, действуя добровольно; текст завещания записан со слов СергееваВ.П, полностью прочитан завещателем до подписания и собственноручно им подписан; личность завещателя установлена, дееспособность проверена.
В связи с возникшим между сторонами спором относительно способности СергеевымВ.П. в момент совершения завещаний 31.07.2013 и 27.01.2015 понимать значение своих действий и руководить ими суд первой инстанции назначил по делу посмертную психолого-психиатрическую экспертизу.
Из заключения комиссии экспертов государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница им.акад.В.М.Бехтерева "Альметьевский психоневрологический диспансер" от 28.12.2018 N816 следует, что на момент составления завещания 31.07.2013 и 27.01.2015 у СергееваВ.П. каких-либо психических расстройств не обнаружено, по своему психическому состоянию он мог понимать характер, сущность, обстоятельства и значение данного события, понимать значение своих действий и руководить ими.
При проведении экспертного исследования эксперты непосредственно изучали медицинскую документацию, оформленную медицинскими организациями, в которых СергеевВ.П. проходил обследования и лечение, проанализировали и сопоставили все имеющиеся исходные данные, в том числе, показания свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела, провели исследование объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, всесторонне и в полном объеме.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих свободному волеизъявлению СергееваВ.П. в момент совершения завещаний, не установлено.
В суде первой инстанции КурмаевойИ.В. было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.
Определением суда первой инстанции от 27.02.2019 данное ходатайство правомерно оставлено без удовлетворения, поскольку обоснованных доводов о наличии сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения ответчицей представлено не было.
Данное ходатайство также было заявлено КурмаевойИ.В. в суде апелляционной инстанции. Определением судебной коллегии, внесенным в протокол судебного заседания от 17.06.2019, в удовлетворении данного ходатайства было отказано по следующим причинам.
Судебной коллегией по ходатайству КурмаевойИ.В. была истребована медицинская амбулаторная карта СергееваВ.П. из ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" (л.д.186-191), заведенная 20.08.2018, в которой отсутствуют какие-либо сведения о состоянии наследодателя в юридически значимый период. При этом КурмаеваИ.В. не заявила каких-либо обоснованных доводов о значимости данного доказательства для оценки правомерности заключения судебной экспертизы.
Также по ходатайству КурмаевойИ.В. судебной коллегией было истребовано заключение эксперта (экспертиза трупа) N611 из Альметьевского межрайонного судебно-медицинского отделения ГАУЗ "РБ СМЭ МЗ РТ". В данном заключении также отсутствуют какие-либо сведения о состоянии наследодателя в юридически значимый период. При этом КурмаевойИ.В. не указано какие сведения, содержащиеся в заключении, опровергают выводы судебной экспертизы, либо ставят их под сомнение.
Довод КурмаевойИ.В. о том, что наследодатель страдал хронической острой болезнью легких, что не было учтено при производстве судебной экспертизы, не может быть принят во внимание, поскольку экспертиза была проведена на основании всей имеющейся в деле медицинской документации, в заключении имеются сведения о заболевании СергееваВ.П. хроническим обструктивным бронхитом, дыхательной недостаточности.
Кроме того, доводы КурмаевойИ.В. о влиянии данного заболевания на психическое состояние СергееваВ.П. основаны исключительно на предположениях, не подтверждены какими-либо допустимыми доказательствами.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, которые являлись достаточными для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, в соответствии со статьями 177, 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27февраля2019г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу КурмаевойИ.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.