Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Калимуллина Р.Я, Никулиной О.В,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ахметзяновой Розалии Гениатовны, Костюк Александра Алексеевича к Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан об обязании выплатить целевую субсидию согласно Федерального закона от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и компенсации морального вреда - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истцов Ахметзяновой Р.Г, Костюк А.А, поддержавших жалобу, и возражения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - Мухамадиевой Ф.М, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметзянова Р.Г. и Костюк А.А. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о возложении обязанности выплатить целевую субсидию, ссылаясь на то, что Ахметзянова Р.Г. проработала 20 лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, в 1995 году она сдала занимаемое жильё государству и с семьёй в составе 4-х человек переехала в Республику Татарстан. В 2002 году она обратилась в исполком Мамадышского района с заявлением и документами на выплату целевой субсидии на приобретение жилья, однако в 2006 году ответчики без её согласия перевели их на получение жилищного сертификата согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006, который не подлежит применению в отношении истца, поскольку они встали на учет до 01.01.2005. Для предоставления данной субсидии должны были соблюдаться следующие условия: трудовая деятельность на этот период должна быть не менее 15 лет северного стажа, лица не должны выезжать из северных регионов до 1992 года и иметь в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации. Лица имели право на получение целевой субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья без учёта денежных средств на выплату по сертификату ежегодно выделяемой Российской Федерацией в регион согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006. После распада СССР выезжающие из районов Крайнего Севера лица продают своё жильё и ожидают выплаты по сертификатам, а Российская Федерация в зависимости от северного стажа выплачивает определенный процент на улучшение жилищных условий. А субсидия, которую она просит, выплачивается в зависимости от стоимости жилья за кв. м в регионах. Истцы полагают, что данные Постановления и выплаты разные.
Просили также взыскать 50000 руб. в порядке компенсации морального вреда, ссылаясь на причинение им действиями ответчика нравственных страданий.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе истцы Ахметзянова Р.Г. и Костюк А.А. просят отменить решение по мотиву его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права, неустановления по делу юридически значимых обстоятельств и неправильной оценки их доводов и представленных доказательств.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Ахметзянова Р.Г, имея стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей продолжительностью более 15 лет, состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.08.2002 с составом семьи из 4 человек.
09.02.2003 она обратилась в исполком с заявлением о включении её в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Набережные Челны. Состав семьи: супруг - Костюк А.А, 1941 года рождения, дети - Ахметзянов Р.М, 1970 года рождения, Ахметзянова Л.В, 1986 года рождения.
Из выданной администрацией МК 131 "ЗБСМ" Казачинско-Ленинского района Иркутской области справки следует, что Ахметзянова Р.Г. проработала на строительстве Байкало-Амурской Магистрали (БАМ) с 1974 года по 1994 год, при выезде сдала квартиру размером 43,5 кв. м, в которой имели регистрацию и проживали её муж - Костюк А.А. и дети - Ахметзянов Р, Ахметзянова Л.
Таким образом, право Ахметзяновой Р.Г. состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Мамадышскому муниципальному району Республики Татарстан подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В указанном списке Ахметзянова Р.Г. значится состоящей на учете под номером 3 с семьей в составе 2 человека.
На момент постановки истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, действовал Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", устанавливавший условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 4 данного Закона предусматривалось предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
В соответствии со статьей 8 данного Закона жилищные субсидии предоставлялись гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья.
Для заключения указанных договоров гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в пределах ассигнований, утвержденных статьей 3 настоящего Федерального закона, выдавали соответствующие гарантийные письма с указанием в них общей площади приобретаемого жилья, состава семьи, а также размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии.
Вышеуказанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установившего право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, подтверждаемое государственным жилищным сертификатом, и условия их предоставления гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанный Федеральный закон также предусмотрел сохранение права на жилищные субсидии за лицами, приобретшими такое право в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Размер жилищной субсидии определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ и зависит от состава семьи гражданина, состоящего на учете, от норматива общей площади жилого помещения (33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из двух человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека), определенного в установленном порядке норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на дату расчета жилищной субсидии, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Данный Федеральный закон установил(статьи 7, 8), что средства федерального бюджета на указанные жилищные субсидии предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а распределение этих средств по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На основании пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153), в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. требований, поскольку Ахметзянова Р.Г. значится в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Мамадышскому муниципальному району Республики Татарстан под номером 3 с семьей в составе из 2 человек. При этом Правилами выпуска и реализации жилищных сертификатов предусмотрено предоставление в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, заявления об участии в основном мероприятии в планируемом году в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, однако истцы в 2018 году с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращались.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. не содержит правовых оснований к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу судебном постановлении.
При указанных обстоятельствах решение суда, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.