Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.Ф. Валиевой,
судей Г.А. Сахиповой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания Н.А. Кирилловой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой апелляционную жалобу представителя истца А.В. Акопян - Л.Ф. Ахметгареева на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 01 февраля 2019 года, которым было отказано в иске А.В. Акопян
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, и включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истицы - Л.Ф.Ахметгареева, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В. Акопян обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности по ее назначению.
В обоснование требований указано, что решением УПФ РФ от 18 апреля 2016 года N37804/16 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа. При этом, из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, были незаконно исключены периоды ее работы: с 12 января 1982 года - по 10 декабря 1999 года в качестве аккумуляторщицы в аккумуляторном цехе ПО "Автотехобслуживание г.Ленинакана".
Полагая такой отказ незаконным, просила возложить на ответчика обязанность по включению спорного периода в специальный стаж и назначить пенсию с момента обращения - с 19 января 2016 года.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что оригинал трудовой книжки был утерян при землетрясении, в связи с чем, правопреемником ее работодателя была внесена неправильная информация в дубликат трудовой книжки. В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчиком соответствующего запрос в Республику Армения. Суд не принял во внимание Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, указанные в пункте 11, которым предусмотрено, что если трудовая книжка отсутствует или в ней содержатся неправильные или неточные данные, необходимо руководствоваться письменными трудовыми договорами, оформленными в соответствии с законодательством того времени. В подтверждение специального стажа ею были представлены все необходимые доказательства.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 данного Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". В разделе ХХXIII "Общие профессии" кодом позиции 23200000-10047 Списка предусмотрены аккумуляторщики.
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года. В разделе ХХХII "Общие профессии" Списка предусмотрены аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов.
Как установлено судом первой инстанции, 18 апреля 2016 года решением N37804/16 УПФ РФ А.В.Акопян отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального и страхового стажа.
В специальный стаж не включен период работы: с 12 января 1982 года - по 10 декабря 1999 года в качестве аккумуляторщицы в аккумуляторном цехе ПО "Автотехобслуживание г.Ленинакана", ввиду того, что так как представленные для назначения пенсии документы не могут быть приняты к рассмотрению.
В качестве причин отказа указано, что трудовая книжка серии ПТ-I N1220031 (образца 1974) отсутствует, в сведениях по изготовлению изделия ""Армянская ССР Трудовые книжки", представленные ФГУП "Госзнак" Министерства финансов РФ".
Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться ними судебная коллегия не усматривает.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого, в частности, являются Российская Федерация и Республика Армения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данное Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. При этом, как установлено ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу статьи 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что страховой стаж А.В. Акопян пенсионным органом исчислен продолжительностью в 13 лет 2 месяца 20 дней.
Из имеющейся в материалах дела справки N03-13 от 06 июля 2017 года, выданной ООО "Мнун", следует, что А.В.Акопян работала в производственном объединении "Автотехобслуживание" города Ленинакана в качестве аккумуляторщицы в аккумуляторном цехе от 12 января 1982 до 10 декабря 1999 года. В качестве основания выдачи имеется ссылка на книги приказов за 1992 и 1999 годы, личные карточки (форма Т-2), лицевые счета за 1983 и 1987 годы.
Из исторической части справки следует, что по приказу N146 от 21 ноября 1988 года "Автотехобслуживание" вошло в состав предприятия "Автомотосервис и торговля", которое в связи с приватизацией переименовано 07 августа 2001 года в ООО "Мнун".
Референдумом Ленинаканского совета народных депутатов с 21 сентября 1991 года город Ленинакан переименован в город Гюмри (л.д.10).
Также истицей представлены справки ООО "Мнун" о начислении ей заработной платы за период с 1983 по 1999 годы, а также уточняющие справки ООО "Мнун" о характере ее работы (л.д.11-15).
Вместе с тем, в дубликате трудовой книжки, открытой в 1999 году, запись об увольнении истицы 10 декабря 1999 года заверена печатью ООО "МНУП", тогда как реорганизация ПО "Автотехобслуживание г.Ленинакана" в данное предприятие произошла в 2001 году. В справке о стаже N03-11 от 23 ноября 2015 года (месяц исправлен) реорганизация предприятия 07 августа 2001 года, а в справке N03-11 от 10 ноября 2006 года указано о реорганизации 01 июля 2001 года. В трудовой книжке, в справках подписи одного и того же руководителя разные. Льготная справка выдана без номера, и без указания оснований выдачи, периодов ухода за детьми.
Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года N1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, оригинал трудовой книжки истицей не представлен, в дубликате трудовой книжки, открытой в 1999 году, запись об ее увольнении 10 декабря 1999 года заверена печатью ООО "МНУП", тогда как реорганизация ПО "Автотехобслуживание г.Ленинакана" в данное предприятие произошла в 2001 году. В справке о стаже N03-11 от 23 ноября 2015 года (месяц исправлен) реорганизация предприятия 07 августа 2001 года, а в справке N03-11 от 10 ноября 2006 года указано о реорганизации 01 июля 2001 года. В трудовой книжке, в справках подписи одного и того же руководителя разные. Льготная справка выдана без номера, и без указания оснований выдачи, периодов ухода за детьми.
В соответствии с приказом Министерства труда и Социальной Защиты РФ от 17 ноября 2014 года N884н, проверка документов (сведений), необходимых для назначения пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В этой связи, в целях проверки достоверности представленных истцом сведений, УПФР были направлены запросы в Республику Армения о проведении проверки факта льготной работы истца.
Однако, ответ на запрос (акт проверки достоверности сведений, содержащихся в справках, представленных истцом), в адрес ответчика не поступил.
Таким образом, результаты проведенной ответчиком проверки не подтвердили достоверность представленных истцом сведений.
При таких обстоятельствах, достаточных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований у суда первой инстанции не имелось.
По указанным основаниям вышеуказанные ею в апелляционной жалобе доводы отклоняются как несостоятельные, поскольку они направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, на иное толкование закона.
Иные доводы со ссылкой на отсутствие данных о направлении пенсионным органом соответствующих запросов в компетентные органы Республики Армения, также не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения, поскольку они опровергаются представленными ответчиком по запросу судебной коллегии данных.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 01 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В. Акопян - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.