Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Верхокамкина Е.В, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Гаффарова Ильшата Ильдархановича на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гаффарова Ильшата Ильдархановича к Исполнительному комитету Рыбно-Слободского района Республики Татарстан о признании незаконным решения жилищной комиссии от 20 сентября 2018 года года о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании административного ответчика восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории молодая семья в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 годы и до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598,
УСТАНОВИЛА:
Гаффаров И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Рыбно-Слободского района Республики Татарстан о признании незаконным решения жилищной комиссии.
В обоснование заявленных требований указано, что 1 июня 2011 года семья административного истца поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Социальное развитие села до 2013 года". В связи с изменением места работы решением заседания жилищной комиссии от 1 июня 2015 года истец переведен из категории "граждане" в категорию "молодая семья" по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
28 июня 2015 года в учетное дело семьи внесены изменения в связи с рождением у Гаффарова И.И. ребенка.
Решением жилищной комиссии от 3 октября 2018 года Гаффаров И.И. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании информации АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" от 23 мая 2018 года, согласно которой жилой дом административного истца, расположенный по адресу: "адрес", 100% степени готовности и является объектом завершенного строительства.
Между тем, согласно экспертному заключению ООО "Институт строительно-технической экспертизы" от 15 мая 2018 года, процент завершенности строительства вышеуказанного жилого дома составляет только 60%. Также экспертом установлено, что технический паспорт на жилой дом по адресу: "адрес" от 29 ноября 2012 года, выполненный Рыбно-Слободским участком РГУП БТИ, не соответствует зданию, расположенному по адресу: "адрес" по ряду причин: существуют значительные расхождения в планировке, в наборе помещений, в площадях помещений объекта недвижимости; указано о газоснабжении объекта недвижимости, что не соответствует действительности, поскольку договор газоснабжения был заключен позже.
Технический паспорт на жилой дом, выполненный Средне-Волжским филиалом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - Чистопольский участок, соответствует зданию. Оба технических паспорта и копия экспертного заключения представлены административному ответчику, однако, несмотря на это, принято решение о снятии Гаффарова И.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Просит решение жилищной комиссии Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан от 20 сентября 2018 года о снятии Гаффарова И.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным и отменить, обязать восстановить Гаффарова И.И. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "молодая семья" в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на период с 2014-2017 годы и до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда указывая на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, о снятии с учета узнал из выписки из решения жилищной комиссии, однако самого решения в материалы дела представлено не было. Обращает внимание на то, что при постановке на учет и на момент принятия решения административным органом о снятии с учета, семья соответствовала критериям в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно проигнорировано представленное истцом экспертное заключение от 15 мая 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
На запрос судебной коллегии поступило решение жилищной комиссии N2/2 от 20 сентября 2018 года о снятии Гаффарова И.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 1 июня 2011 года Гаффаров И.И. обратился к руководителю Исполнительного комитета Рыбно-Слободского района Республики Татарстан с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
25 августа 2012 года Гаффаров И.И. и ФИО18 вступили в брак.
1 июня 2015 года в связи с имевшими место в семье административного истца изменений решением заседания жилищной комиссии от 1 июня 2015 года истец переведен из категории "граждане" в категорию "молодая семья" по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
28 июня 2015 года в учетное дело семьи Гаффаровых внесены изменения в связи с рождением у них ребенка.
Гаффаров И.И. средства материнского капитала не планирует расходовать на строительство дома.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 9 марта 2010 года ФИО17 является собственником объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес" со степенью готовности 44%, разрешение на строительство получено 5 августа 2009 года.
Решением жилищной комиссии Рыбно-Слободского района Республики Татарстан от 20 сентября 2018 года семья Гаффарова И.И. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании информации АО "БТИ РТ" от 23 мая 2018 года, согласно которой степень готовности жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" составляет 100% и является объектом завершенного строительства.
Из технического паспорта от 29 ноября 2012 года следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" построен в 2012 году, состоит из: жилой комнаты, кухни, предбанника, котельной и двух коридоров, общей площадью 106,8 кв.м, имеется электроснабжение, имеется отопление, в том числе и в пристрое: АГВ, металлопластиковые радиаторы (автономное).
Суду первой инстанции представлена копия дела по выполнению технического паспорта от 29 ноября 2012 года. Технический паспорт жилого здания составлен на основании заявления ФИО19 (после регистрации брака Гаффаровой) ФИО20, согласно которому она просит выполнить работу по подготовке технической документации, с инвентаризацией (обследованием), без передачи документации для постановки на государственный технический учет на объект (индивидуальный жилой дом) общей площадью 127,7 кв.м.
Суду первой инстанции Гаффаров И.И. пояснил, что данные вышеуказанного технического паспорта не соответствуют фактическим данным как по плану расположения комнат в помещении, так и по их размерам, поэтому его нельзя считать законным.
Установлено, что в акте осмотра индивидуального жилого дома (абрис) от 29 ноября 2012 года указан поэтажный план здания с указанием года постройки - 2012. В разделе III указано о наличии водоснабжения, автономного отопления, центрального газоснабжения, электроснабжения. Из раздела I видно, что жилой дом является одноэтажным. На каждой странице имеется подпись лица, обеспечившего доступ к жилому помещению, административный истец не отрицает свою подпись.
Так, судом первой инстанции допрошена работавшая в 2012 году специалистом Рыбно-Слободского участка Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП БТИ Фатыхова Г.С, которая пояснила, что в ноябре 2012 года ею с выездом на место путем проведения соответствующих замеров были собраны по делу материалы для составления технического паспорта на дом Гаффаровых по заказу ФИО21 (Гаффаровой) ФИО22 - супруги административного истца. Работы проводились под ее контролем, собранные материалы после проверки их достоверности были ею подписаны.
Согласно техническому паспорту от 27 апреля 2018 года, составленного Средне-Волжским филиалом АО "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" Чистопольский производственный участок, жилой дом незавершенный строительством по адресу: "адрес" со степенью готовности 60% имеет площадь: первый этаж 109,3 кв.м, мансардный этаж 53 кв.м. Сведений о газоснабжении, водоснабжении, отопления, канализации не имеется.
Из заключения строительно-технической экспертизы N026-18 от 21 мая 2018 года следует, что подготовленной по заявлению административного истца жилой дом по адресу: "адрес" эксплуатируется в летние месяцы, строительные работы по устройству инженерных сетей и отделки выполнены не в полном объеме, строительство не завершено: отсутствует отмостка, отсутствует окно в помещение мансардного этажа, не выполнено крыльцо дополнительного входа, отсутствуют ступени, трап не установлен, не завершено строительством помещение мансардного этажа, не выполнена циклевка дощатого настила пола первого этажа, отсутствует напольное покрытие пола первого этажа, не выполнена отделка межкомнатных перегородок помещений первого этажа, электроснабжение первого этажа выполнено по временной схеме, электроснабжение теплоснабжение мансардного этажа отсутствует, отделка внутренних стен первого этажа отсутствует, не завершены работы по герметизации межвенцовых швов. Технический паспорт 2012 года не соответствует зданию, а технический паспорт на жилой дом от 27 апреля 2018 года соответствует зданию, расположенному по адресу: "адрес"
Так, по ходатайству представителя ответчика проведено обследование жилого дома по адресу: "адрес" в составе рабочей группы: заместителя руководителя Исполнительного комитета по инфраструктурному развитию Рыбно-Слободского района Ризаева Д.Н. и членов комиссии: начальника отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Хасанова Р.Н, заместителя начальника межмуниципального отдела по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан Фазылова Ф.Г, начальника 128 пожарно-спасательной части ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по РТ" Шафигуллина А.Г, заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах Миличихиной И.Л, руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения Магизова В.М.
Согласно акту обследования жилой дом оснащен электричеством, газом, системами водоснабжения и водоотведения. Отопление дома происходит от установленного в доме газового оборудования, электрические провода в кабель-канале. Кухня оборудована кухонным гарнитуром и бытовой техникой, в спальной комнате имеется мебель, в том числе детская, стены покрыты обоями, в зальной комнате установлен телевизор, мягкая мебель, палас. В доме установлен санузел, имеется баня в хорошем состоянии. К акту приложены фотографии комнат жилого дома. В данном жилом доме проживают ГаффаровИ.И, Гаффарова ФИО23. и два несовершеннолетних ребенка. На момент обследования дети находились в садике. Согласно заключению комиссии: жилищно-бытовые условия пригодны для круглогодичного проживания с малолетними детьми.
На вышеуказанный акт обследования административным истцом представлены замечания, в котором указано, что информация не соответствует действительности, акт не имеет номера, не указано место составления акта, цель и основание проведения обследования объекта, указанная площадь объекта 106,8 кв.м. указана без замеров. Ни в одном помещении нет обшивки пластиковым сайдингом. В зальной комнате не завершены отделочные работы стен, перегородок, электропроводка смонтирована по временной схеме, кабель-каналы не смонтированы. Не указано отсутствие напольного покрытия, но при этом указан палас, площадь которого намного меньше площади помещения, в спальной комнате временно наклеены обои. Не указано про состояние мансардного (чердачного) помещения, где также не проведены работы по утеплению стен (крыши), устройству полов, отопления, электромонтажные работы. Необходимо провести следующие строительно-монтажные работы: отделочные работы всех дверных и оконных откосов, устройство крыльца дополнительного входа в дом, работы по утеплению и облицовки стен дома, работы по устройству отмостки вокруг дома. Таким образом, задача отразить фактическое состояние объекта составлением данного акта, не выполнена, выводы экспертного заключения, имеющегося в материалах дела, не оспорены.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 4 к указанной Программе) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение 4 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
Предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Среди прочих требований, жилое помещение, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что дом Гаффаровых соответствует данным требованиям, судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для принятия первоначального утверждения административного истца о том, что технический паспорт от 29 ноября 2012 года был составлен только для получения разрешения на проведение электричества и газа на не завершенное строительством здание и объект- жилой дом- указан как завершенное строительством.
Кроме того, семья Гаффарова И.И. проживает в жилом доме, в котором созданы необходимые условия для круглогодичного проживания, имеются все коммуникации: газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаффарова Ильшата Ильдархановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.