Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Галимова Л.Т,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Трушкова Михаила Геннадьевича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: здание цеха, гараж (код (6.0) площадью 1985 квадратных метров с кадастровым номером... :21318, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, улица "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2017 года в размере 4055 355 рублей;
- нежилого здания (здание цеха N 2) площадью 261,9 квадратных метров с кадастровым номером... :171, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Короленко, дом 120, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3388 942 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июля 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Трушкова М.Г, Трофимовой А.Ф, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Трушков М.Г. обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 985 кв.м с кадастровым номером... :21318, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, улица "адрес", и нежилого здания (здание цеха N2) площадью 261,9 кв.м с кадастровым номером... :171, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица "адрес"
Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: здание цеха, гараж,
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе нежилого помещения с кадастровым номером... :171 в размере 4093261,29 руб.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21318 рассчитана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N927 по состоянию на 19 мая 2017 года в размере 9463547,05 руб.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером... :171, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1015200 руб, земельного участка с кадастровым номером... :21318 - по состоянию на 19 мая 2017 года в размере 4054 800 руб. В обоснование требований указано, что он является собственником данных объектов недвижимости, их кадастровая стоимость нарушает его права как плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 20 ноября 2018 года N 21-С/11.2018, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, определены в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оцен6очной деятельности в Российской Федерации") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела видно, что в подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью земельного участка и нежилого здания административный истец Трушков М.Г. представил отчет от 3 сентября 2018 года N240/18 и отчет от 5 сентября 208 года N 241/1 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером... :171 по состоянию на 1 января 2014 года составила 1015200 руб, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21318 по состоянию на 19 мая 2017 года составила 4054 800 руб.
Отчеты по заказу административного истца подготовлены оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Арбакеш+".
По ходатайству административных ответчиков Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка и нежилого помещения, соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости объектов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости объектов недвижимости и установления ее действительной величины. Проведение судебной экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценка "Сувар - Сервис".
Заключением судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью "Сувар-Сервис" Шакирова И.А. от 20 ноября 2018 года N21-С/11.2018 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленные административным истцом отчеты от 3 сентября 2018 года N240/18 и от 5 сентября 208 года N241/1 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером... :21318 и нежилого здания с кадастровым номером... :171 определена в них неверно.
При этом, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером... :171 по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3388 942 руб. и рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... :21318 по состоянию на 19 мая 2017 года в размере 4055 355 руб.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 20 ноября 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Шакиров И.А. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Он имеет высшее техническое образование, обладает дипломом о профессиональной переподготовке Ярославского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности от 5 июля 2004 года по направлению: "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; дипломом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов" "Судэкс" от 23 декабря 2015 года о профессиональной переподготовке по программе "Судебная строительно-техническая экспертиза"; имеет сертификат соответствия образовательного уровня квалификационной характеристики оценщика по базовому курсу "Оценка недвижимости" от 6 мая 2002 года, выданный Казанским государственным финансово-экономическим институтом, сертификаты соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их стоимости" и от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или поной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств"; в соответствии со свидетельством от 21 апреля 204 года является действительным членом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов", в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывают.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.