Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Федонина С.М, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Халикова Анаса Адгамовича на решение Приволжского районного суда города Казани от 17 декабря 2018 года, которым постановлено:
административные исковые требования Халикова Анаса Адгамовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Багавиевой Р.А. о признании незаконным уведомление о возврате документов без рассмотрения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Халиков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований указано, что 16 августа 2018 года истец обратился к административному ответчику с заявлением N16/097/001/2018-42752 о государственной регистрации своих прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес"
Письмом N 16/097/001/2018-42752 от 22 августа 2018 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан возвратило Халикову А.А. поданные документы без рассмотрения, на том основании, что заявление не подписано.
Халиков А.А. считает необоснованным возврат документов, так как подпись на заявлении была проставлена, в связи с чем просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившееся в возврате документов без рассмотрения, формализованное в письме N16/097/001/2018-42752 от 22 августа 2018 года и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, рассмотрев заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 16 августа 2018 года N 16/097/001/2018-42752.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Халиков А.А. ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает о том, что суд первой инстанции неправильно установилобстоятельства дела, поскольку заявление было подписано.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 августа 2011 года по гражданскому делу N 2-116/2011 удовлетворен иск Аскаровой М.А. к Халикову А.А. о реальном разделе жилого дома и земельного участка, произведен реальный раздел домовладения, расположенного по адресу: "адрес"
В пользовании собственника 3/4 доли Аскаровой М.А. выделена квартира N.., состоящая из помещений NN... литер "А", полезной площадью 43,8 квадратных метра. В пользовании собственника 1/4 доли Халикова А.А. выделена квартира N.., состоящая из помещения... литер "А1" полезной площадью 10,84 квадратных метра.
Все необходимые работы по перепланировке, устройству автономных инженерных коммуникаций, проектирования при проведении мероприятий по капитальному ремонту в результате раздела домовладения возложены на Аскарову М.А. С Аскаровой М.А. в пользу Халикова А.А. взыскано 19 053 рубля 11 копеек компенсация за уменьшение на 2,75 квадратных метра площади Халикова А.А.
В пользовании Аскаровой М.А. собственника 3/4 доли (квартира N 1) выделен земельный участок... площадью 288,9 квадратных метра с расположенными на нем строениями под литером "А" и "Г" по адресу: "адрес"
В пользовании Халикова А.А. собственника 1/4 доли (квартира N 2) выделен земельный участок... площадью 91,6 квадратных метра с расположенными на нем строениями под литером "А1" по адресу: "адрес" В общее пользование Аскаровой М.А. и Халикова А.А. выделен земельный участок площадью 14,0 квадратных метра по адресу: "адрес"
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 16... от 6 июня 2013 года за М.А. Аскаровой зарегистрировано право собственности на квартиру, жилой площадью 51.3 квадратных метра, этаж 1, расположенную по адресу: "адрес"
16 августа 2018 года административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявление о государственной регистрации права 1/4 доли помещения общей площадью 10,84 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес"
К заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 16 августа 2018 года заявителем приложены следующие документы: решение Авиастроительного районного суда города Казани от 18 августа 2011 года и квитанция от 16 августа 2018 года.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности уведомления государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Багавиевой Р.А. от 22 августа 2018 года N16/097/001/2018-42752, в связи с тем, что заявление о государственном кадастровым учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и пришел к выводу, что административный ответчик правомерно принял решение о возврате документов без рассмотрения, поскольку Халиковым А.А. не было подано заявление о государственном кадастровом учете.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Как указано в пункте 174 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 в случае выявления при проведении предусмотренной пунктами 170, 171 Административного регламента проверки документов оснований для последующего возврата документов без рассмотрения, приостановления или отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав сотрудник, ответственный за прием документов, обязан сообщить об этом заявителю и дать разъяснения о способах устранения указанных недостатков, в частности:
1) предложить заявителю прервать подачу документов и разъяснить, что на основании представляемых заявителем документов орган регистрации прав примет решение о возврате документов без рассмотрения, о приостановлении или об отказе в предоставлении государственной услуги;
2) если заявитель, несмотря на данные ему разъяснения, откажется прервать подачу документов, принять в установленном Административным регламентом порядке заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы;
3) проставить в расписке в получении документов отметку о том, что заявителю даны разъяснения о том, что имеются основания для возврата органом регистрации прав документов без рассмотрения, приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги.
Учитывая, что заявление административным истом было подписано, судебная коллегия считает незаконным принятое решение суда, поскольку административный ответчик в уведомлении указал основанием для возврата не отсутствие заявления о постановке на кадастровый учет, а отсутствие подписи в заявлении, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 17 декабря 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по возврату документов Халикова Анаса Адгамовича, обязать устранить нарушение прав Халикова Анаса Адгамовича путем повторного рассмотрения заявления.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.