Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Анатолия Николаевича Маслова, Максима Михайловича Немкова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия II, III, IV классов опасности: здание цеха пластмассовых изделий) площадью 9851 квадратный метр с кадастровым номером 16:50:080118:241, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, улица Магистральная, 77, в размере 24735861 рубль по состоянию на 31 мая 2013 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 сентября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Анатолия Николаевича Маслова, Максима Михайловича Немкова к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маслов А.Н, Немков М.М. являются арендаторами земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия II, III, IV классов опасности: здание цеха пластмассовых изделий) площадью 9851 квадратный метр с кадастровым номером 16:50:080118:241, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, улица Магистральная, 77, поставленного на государственный кадастровый учет 31 мая 2013 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 31 мая 2013 года в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 46202 963 рубля 18 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили определить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 22243 560рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года.
В судебном заседании представитель административных истцов Кронберг М.С. административные исковые требования уточнила и просила определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 24735861 рубль, равном его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Казань" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился Кабинет Министров Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности экспертного заключения от N 3-052/18 от 29 ноября 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания).
Из материалов дела следует, что Маслов А.Н, Немков М.М. являются арендаторами земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия II, III, IV классов опасности: здание цеха пластмассовых изделий) площадью 9851 квадратный метр с кадастровым номером 16:50:080118:241, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, улица Магистральная, 77, поставленного на государственный кадастровый учет 31 мая 2013 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 31 мая 2013 года в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 46202 963 рубля 18 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили определить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 22243 560рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 31 мая 2013 года.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 359-Н от 25 августа 2018 года, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "ЭБОС" по инициативе Немкова М.М, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080118:241 по состоянию на 31 мая 2013 года составила 22243 560 рублей.
На основании ходатайства представителя административных ответчиков судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 3-052/18 от 29 ноября 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультационный центр "Оценщик" Удод Т.М. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 359-Н от 25 августа 2018 года, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "ЭБОС" по инициативе Немкова М.М, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080118:241 по состоянию на 31 мая 2013 года составила 22243 560 рублей, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что отклонение показателя рыночной стоимости, определенной экспертом, от показателя рыночной стоимости, определенной в вышеуказанном отчете, составляет 10,08 %, что соответствует диапазону +/- 20%, то есть величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена в нем правильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080118:241, которая по состоянию на 31 мая 2013 года, согласно заключению, составляет 24735861 рубль.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание заключения эксперта N 3-052/18 от 29 ноября 2018 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость земельного участка.
Содержание заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Аргументы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке заключения N 3-052/18 от 29 ноября 2018 года и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.