Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Зарытова Павла Евгеньевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 2399 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 1149 121 рубль по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 7767 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в размере 3720 393 рубля по состоянию на 12 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения центра по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств) площадью 2805 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 1343595 рублей по состоянию на 10 марта 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 сентября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Зарытова Павла Евгеньевича к Исполнительному комитету муниципального образования "город Бугульма" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Зарытова Павла Евгеньевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования "город Бугульма" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарытов П.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования "город Бугульма" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в котором просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 881 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером... в размере 2 854 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 12 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером... в размере 990 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 10 марта 2015 года.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков за..,... от 17 июля 2018 года,... от 13 августа 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис" по инициативе Зарытова П.Е, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составила 881000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 12 января 2015 года составила 2854000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 10 марта 2015 года составила 990000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N... от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" ФИО5 отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков за..,... от 17 июля 2018 года,... от 13 августа 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис" по инициативе Зарытова П.Е, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составила 881000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 12 января 2015 года составила 2854000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 10 марта 2015 года составила 990000 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии.
Эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 1149 121 рубль; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 12 января 2015 года, согласно заключению, составляет 3720 393 рубля; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 10 марта 2015 года, согласно заключению, составляет 1343595 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленные административным истцом отчеты о рыночной стоимости земельного участка не соответствуют требованиям закона, в связи с чем, не могут быть положены в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости земельных участков, поэтому суд взял за основу заключение
N... от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" ФИО5,
указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости земельных участков.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.