Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года, которым постановлено:
"исковое заявление Александра Борисовича Финагентова к государственному автономному учреждению "Городская больница N5", Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности выписывать рецепт на бесплатное получение лекарственных средств, организовать бесплатное получение лекарственных препаратов удовлетворить.
Обязать государственное автономное учреждение "Городская больница N5" выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов Фиразир и Беринерт для Александра Борисовича Финагентова, 15.08.1948 года рождения, до момента отмены применения данных препаратов.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать бесплатное получение лекарственных препаратов Фиразир и Беринерт для Александра Борисовича ФИО9, "дата" года рождения, до момента отмены применения данных препаратов".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюкову Т.А. в ее поддержку, Финагентова А.Б. и его представителя - Ушанкова И.В, возражавших ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Финагентов А.Б. обратился в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском к государственному автономному учреждению "Городская больница N5" (далее - ГАУЗ "Городская больница N5"), Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности выписывать рецепт на бесплатное получение лекарственных средств (к первому ответчику) и о возложении обязанности организовать бесплатное получение лекарственных препаратов (ко второму ответчику).
В обоснование заявленных требований указано, что он наблюдается в поликлинике ГАУЗ "Городская больница N5" с диагнозом "наследственный ангионевротический отек, 1 типа, с частыми обострениями, эпизодами отека гортани в анамнезе". Данное заболевание отнесено к орфанным (редким). Ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
24 октября 2017 года Финагентов А.Б. был включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Управлением здравоохранения по городу Набережные Челны направлено в Министерство здравоохранения Республики Татарстан ходатайство об обеспечении Финагентова А.Б. лекарственными препаратами Фиразир 30 мг и Беринерт 500 МЕ.
Финагентов А.Б. вышеуказанными лекарственными препаратами не обеспечен, просит обязать ГАУЗ "Городская больница N5" выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов Фиразир и Беринерт, обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать бесплатное получение лекарственных препаратов Фиразир и Беринерт.
Финагентов А.Б и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители ГАУЗ "Городская больница N5", Министерства здравоохранения Республики Татарстан в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая в обоснование, что государственный орган не допускал бездействия, Финагентов А.Б. был включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Лекарственные препараты Фиразир и Беринерт не включены в льготные перечни для федеральных и региональных льготников, его закупка не финансируется за счет Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Средства на закупку данного препарата в бюджете не заложены.
При этом Министерство здравоохранения Республики Татарстан не уполномочено принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходования бюджетных средств.
Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Татарстан предпринимает все необходимые меры для получения финансирования на приобретение указанных препаратов.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2019 года данное дело было передано в судебную коллегию по административным делам для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан апелляционную жалобу поддержала.
Финагентов А.Б. и его представитель просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Как усматривается из первоначально заявленных требований и их оснований, Финагентов А.Б. фактически оспаривает бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении его лекарственными препаратами Фиразир 30 мг и Беринерт 500 МЕ и ставит вопрос о возложении обязанности организовать обеспечение его указанными лекарственными препаратами по медицинским (жизненным) показаниям в соответствии с рекомендациями на постоянной основе до излечения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами.
Таким образом, Финагентов А.Б. оспаривает бездействие органа государственной власти в связи с неосуществлением возложенной на него функции, предусмотренной действующими нормативными правовыми актами.
Заявленные Финагентовым А.Б. требования об оспаривании бездействия вытекают из публичных правоотношений и не носят характера гражданских прав, защищаемых в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Министерство здравоохранения Республики Татарстан в данных правоотношениях реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к заявителю, в связи с чем по настоящему делу выступает в качестве административного ответчика (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Вместе с тем, при рассмотрении и разрешении дела суды не исследовали вопрос о том, за счет какого бюджета (Российской Федерации или Республики Татарстан) и кем именно должно осуществляться такое обеспечение.
В силу части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Таким образом, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по его административному исковому заявлению, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.
Как усматривается из обстоятельств дела, суду следовало рассмотреть вопрос о необходимости привлечении к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Татарстан, а также Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В нарушение названных положений суд не установилнадлежащих ответчиков по спору и не поставил перед заявителем вопрос о привлечении их к участию в деле.
Ввиду изложенного обжалуемое решение нельзя признать законными, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов.
Поскольку указанные лица судом к участию в деле привлечены не были, в силу приведенных положений пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации это является безусловным основанием для отмены решения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 177, 309,пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года по данному административному делу отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в порядке административного судопроизводства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.