Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Фархада Асгатовича Муртазина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого здания, общей площадью 197,3 квадратных метра с кадастровым номером... :142, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, в размере 272 700 рублей по состоянию на 5 октября 2016 года;
- нежилого здания, общей площадью 821,5 квадратных метров с кадастровым номером... :143, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, в размере 822 800 рублей по состоянию на 5 октября 2016 года;
- нежилого здания, общей площадью 1078,6 квадратных метров с кадастровым номером... :144, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, в размере 847 600 рублей по состоянию на 5 октября 2016 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 5 октября 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 августа 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Муртазин Ф.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в виде нежилого здания, общей площадью 197,3 кв.м с кадастровым номером... :142, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, поставленного на государственный кадастровый учет 5 октября 2016 года;
- нежилого здания, общей площадью 821,5 кв.м с кадастровым номером... :143, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, поставленного на государственный кадастровый учет 5 октября 2016 года;
- нежилого здания, общей площадью 1078,6 кв.м с кадастровым номером... :144, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение, поставленного на государственный кадастровый учет 5 октября 2016 года.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 5 октября 2016 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 5 октября 2016 года в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113), рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан", и составляет соответственно 4 484540,22 руб, 18672325,33 руб, и 24 516092,63 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами... :142,... :143,... :144 соответственно в размере 184 000 руб, 763000 руб, 1023000 руб, равном их рыночной стоимости по состоянию на 5 октября 2016 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 11 января 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, положенное в основу решения суда заключение судебного эксперта от 13 декабря 2018 года N1212/Э-18 не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и составлено с нарушением методологии оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Муртазин Ф.А. в суд не явился. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации расположенные в пределах муниципального образования имущество в виде помещения отнесены к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N82-ЗРТ единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2015 года.
Решением Совета Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от 16 октября 2015 года N 12 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования "Черемшанское сельское поселение" Черемшанского муниципального района от 29 августа 2018 N138, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела видно, что административный истец Муртазин Ф.А. является собственником объектов недвижимости в виде нежилых зданий с кадастровыми номерами... :142,... :143,... :144, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, Черемшанское сельское поселение.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 5 октября 2016 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 5 октября 2016 года в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113), рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан", и составляет соответственно 4 484 540 рублей 22 копейки, 18672 325 рублей 33 копейки, 24 516 092 рубля 63 копейки.
Муртазиным Ф.А. соблюден досудебный порядок, представлен отчет от 23 июля 2018 года N 045-18 об оценке рыночной стоимости спорных объектов, составленный по его заказу обществом с ограниченной ответственностью "АртРеал", согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами... :142,... :143,... :144 по состоянию на 5 октября 2016 года составила соответственно 184 000 руб, 763000 руб, 1023000 руб.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости нежилых помещений, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, ее проведение поручено обществу с ограниченной ответственностью "Независимая оценка "Центр экспертизы и оценки Бурмакиной" Бурмакиной Н.П.
Заключением судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценка "Центр экспертизы и оценки Бурмакиной" Бурмакиной Н.П. от 13 декабря 2018 года N 1212/Э-18 от 13 декабря 2018 года сделан вывод о том, что представленные административным истцом Муртазиным Ф.А. отчет от 23 июля 2018 года N 045-18 об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт, отвечая на поставленные судом вопросы, определилрыночную стоимость объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами... :142,... :143,... :144, которая по состоянию на 5 октября 2016 года, согласно заключению, соответственно составила 272 700 руб, 822 800 руб, 847 600 руб.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 13 декабря 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Обжалуемое решение принято с учетом указанных разъяснений.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Бурмакина Н.П. в установленном законом порядке предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Она имеет высшее образование по специальности экономист по специальности "Бухучет и аудит", что подтверждается дипломом Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р.Филиппова с регистрационным номером 204/2204; имеет диплом о высшем образовании РЭУ им.Г.В.Плеханова, программа магистратуры по направлению подготовки "Экономика" по специализации "Экспертиза отчетов по оценке", диплом ММИЭИФП о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", диплом НИ МГСУ о профессиональной переподготовке по программе "Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертиза объектов недвижимости"; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 30 января 2018 года по направлению "Оценка недвижимости" и стаж работы экспертом 13 лет. Судебный эксперт является также членом Экспертного совета Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", и квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывает.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.