Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Сайдашевой Э.Р, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. дело по апелляционным жалобам Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года, которым признаны незаконными действия исполнительного комитета, выраженные в отказе проведения оценки жилого помещения на предмет пригодности для проживания по заявлению ФИО14 о признании жилого помещения непригодным для проживания. Обязании Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление ФИО15 о признании жилого помещения непригодным для проживания и дополнительное решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан 25 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО16 к межведомственной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, связанного с рассмотрением заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав в ее поддержку представителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по доверенности ФИО17, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО18 (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик) о признании неправомерным бездействия по не рассмотрению заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении на Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан обязанности рассмотреть данное заявление, возложении на межведомственную комиссию обязанности провести надлежащее обследование жилого помещения и принять по его результатам соответствующее решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она на праве общей долевой собственности является собственником 1/2 доли земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: "адрес"
9 января 2018 ФИО19 обратилась к административному ответчику с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания непригодным для проживания вышеуказанного жилого дома. В настоящее время этот дом находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания. Согласно справке БТИ от 24 октября 2017 года износ дома составляет 72%.
Из ответа начальника отдела ЖКХ, транспорта, дорожного хозяйства и связи Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ФИО20 от 30 января 2018 года следует, что поскольку отсутствует заявление второго сособственника жилого помещения, межведомственная комиссия не может вынести решение о признании данного жилого помещения непригодным для проживания.
По мнению административного истца, отказ административного ответчика, изложенный в письме от 30 января 2018 года, является неправомерным, поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для разрешения вопросов, поставленных в заявлении от 9 января 2018 года, согласие всех сособственников жилого помещения не требуется.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, а в качестве заинтересованного лица - ФИО21
В заседании суда первой инстанции административный истец заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - межведомственной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по доверенности ФИО23 с административным иском ФИО22. не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица ФИО24, назначенный определением суда адвокат ФИО25 в судебном заседании с административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда первой инстанции не явились, извещены.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска ФИО26 о признании незаконными действия исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, выраженные в отказе проведения оценки жилого помещения на предмет пригодности для проживания по заявлению ФИО27 о признании жилого помещения непригодным для проживания и дополнительное решение об отказе в удовлетворении требований административного иска к межведомственной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Как указывает апеллянт, суд при вынесении решения не учел, что в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения перечень документов, указанных в пункте 45 данного Положения.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии по результатам рассмотрения заявления соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вопреки требованиям вышеуказанного Положения, суд первой инстанции необоснованно возложил разрешение заявления ФИО28 на Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, не наделенный такими полномочиями. Также суд не учел, что административный истец фактически в межведомственную комиссию с заявлением не обращалась, ошибочно направила его заместителю руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ФИО30 который правом на его рассмотрение не наделен. Ответ на заявление ФИО29 был дан неуполномоченным лицом.
В связи с этим, Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО31
В суде апелляционной инстанции представитель исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - ФИО32 апелляционную жалобу поддержала.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов административного дела, административный истец ФИО33 является собственником на праве общей долевой собственности 1/2 доли земельного участка, расположенного на нем дома по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 16 марта 2016 года сделана запись регистрации. Право собственности на 1/2 доли земельного участка и дома возникло на основании договора дарения от 3 марта 2016 года.
Собственником оставшейся доли в указанном жилом доме и земельном участке является ФИО34
9 января 2018 года ФИО35 обратилась в Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания непригодным для проживания жилого дома по адресу: "адрес" указывая, что в настоящее время жилой дом находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания, а именно: имеет место осадка отдельных участков стен, полное разрушение цоколя, нарушение жесткости сруба, прогиб балок, местами полное их разрушение, массовое разрушение кровли, пола, оконные створки не открываются и все нарушены, отсутствуют дверные полотна, дверные коробки перекошены, массовые отслоения штукатурного слоя, отсутствие щитков, приборов, проводов, глубокие трещины и разрушения крыльца и отмостки. Электроснабжение, отопление, водоснабжение и водоотведение отсутствует, согласно справке БТИ от 24 октября 2017 года износ дома составляет 72%.
Руководителем исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан на обращение ФИО36 по вопросу выдачи разрешения на производство работ по сносу частного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", дан о необходимо заявителю обратиться в межведомственную комиссию исполнительного комитета Бугульминского муниципального района о признании дома непригодным для проживания.
На обращение ФИО37 по вопросу создания межведомственной комиссии для признания непригодным для проживания жилого дома "адрес" начальником отдела ЖКХ, транспорта, дорожного хозяйства и связи дан ответ о невозможности его удовлетворения, по причине отсутствия заявления второго собственника жилого дома.
Разрешая заявленные требования и признавая неправомерным действия Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, выраженные в отказе проведения оценки жилого помещения на предмет пригодности для проживания по заявлению ФИО38. о признании жилого помещения непригодным для проживания, суд первой инстанции указал, что Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заявления всех сособственников для проведения обследования жилого помещения на предмет пригодности для проживания не требуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их обоснованными по следующим причинам.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно пунктам 42, 43 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Из содержания пункта 7 Положения следует, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО39 как следует из ответа должностного лица исполнительного органа местного самоуправления, явилось отсутствие заявления второго собственника жилого помещения.
Между тем, по смыслу приведенных выше положений нормативно-правового акта, ФИО40 являясь сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не лишена возможности, в отсутствие волеизъявления иного собственника, самостоятельно обратиться с заявлением в уполномоченный орган с вопросом проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принятии решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного выше Положения.
Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального образования Республики Татарстан вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства соответствия оспариваемого отказа требованиям закона.
В этой связи, действия Исполнительного комитета Бугульминского муниципального образования Республики Татарстан, выраженные в отказе рассмотрения заявления ФИО41 о признании жилого помещения непригодным для проживания, нельзя признать правомерными.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, что явилось основанием для удовлетворения административного искового заявления ФИО42. к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального образования республики Татарстан.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в дополнительном решении об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска к межведомственной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, поскольку в соответствии с изложенным выше Положением вопросы по созданию данной комиссии, как входящие в процедуру рассмотрения заявления о непригодности жилого помещения к проживанию, а также принятие окончательного решения о признании жилого помещения непригодным к проживанию, возлагаются на исполнительный орган местного самоуправления, который является надлежащим ответчиком по заявленному ФИО43 административному спору. Кроме этого, фактические действия, повлекшие нарушение прав и законных интересов административного истца допущены именно Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района республики Татарстан, которым отказано в рассмотрении ее заявления по существу.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, фактически сводится к повторению позиции, заявленной апеллянтом при рассмотрении административного дела, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
В этой связи, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Принятое судом решение соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года и дополнительное решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан 25 января 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Бугульминского муниципального образования Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.