Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 декабря 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление административному иску Риммы Рафаэльевны Шеровой к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным уведомления о несоответствии реконструкции жилого дома установленным параметрам, удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление исполнительного комитета муниципального образования города Казани за подписью начальника муниципального казенного учреждения "Управления градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Галеева Н.Р. от 24 октября 2018 года NИЖС1/0/243 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязав устранить нарушения прав и законных интересов Риммы Рафаэльевны Шеровой.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Ибатуллиной Р.З, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Шеровой Р.Р, Сатдинова М.Ф, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шерова Р.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению (далее - МКУ) "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об оспаривании уведомления о несоответствии реконструкции жилого дома установленным параметрам. Заявленные требования мотивированы следующим.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес"
Имея намерение осуществить реконструкцию жилого дома, Шерова Р.Р. обратилась в МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с уведомлением о планируемой реконструкции.
Уведомлением от 24 октября 2018 года она поставлена в известность о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции жилого дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что земельный участок расположен в красных линиях.
Шерова Р.Р. просила признать уведомление МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 24 октября 2018 года NИЖС1/0/243 о несоответствии реконструкции жилого дома установленным параметрам незаконным и нарушающим ее права и обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани и МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенное нарушение ее прав.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено заинтересованное лицо МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани".
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ставится вопрос об отмене решения суда в части признания оспариваемого уведомления от 24 октября 2018 года неправомерным по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, на земельный участок градостроительный регламент не распространяется, проект планировки территории не утвержден.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Административный истец Шерова Р.Р. в суд не явилась, обеспечила участие в деле своего представителя Сатдинова М.Ф.
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; Согласно (пункт 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что Шерова Р.Р. является собственником земельного участка площадью 580 кв.м с кадастровым номером... :30, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира с почтовым адресом: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, "адрес"
Земельный участок относится к категории земель: земли населённых пунктов и имеет вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом.
Административный истец является также собственником объекта недвижимости в виде жилого дома площадью 39,7 кв.м, 1957 года завершения строительства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, "адрес"
10 октября 2018 года Шерова Р.Р. обратилась в МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24 октября 2018 года NИЖС1/0/243 Шерова Р.Р. поставлена в известность о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что земельный участок расположен в красных линиях.
Разрешая данное дело в части требования об оспаривании уведомления от 24 октября 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец в нем не приведена ссылка на нормативный правовой акт, которым была бы утверждена схема расположения красных линий в установленном законом порядке, и, указав, что ссылка административного ответчика на их наличие не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства, пришел к выводу о его неправомерности и наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в данной части.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
На основании статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование города Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" статусом городского округа.
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N23-26 утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани (далее - Генеральный план).
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Генеральный план города Казани состоит из текстовых и графических материалов, включающих Положение о территориальном планировании муниципального образования города Казани (далее - Положение) и карты (схемы) - схема функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта, Схема развития линий общественного транспорта (электротранспорт), схема очередности развития общегородской улично-дорожной сети, схема размещения объектов капитального строительства (жилых, производственных зон, транспортной инфраструктуры - общегородской улично-дорожной сети), карта границы населенного пункта город Казань в составе муниципального образования "Городской округ Казань".
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Генерального плана в составе Генерального плана выделены следующие временные сроки его реализации: расчетный срок Генерального плана, на который запланированы все основные проектные решения Генерального плана городского округа город Казань - 2020 год и первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана, - 2010 год. За расчетным сроком Генерального плана выделяется период, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования город Казань, - 2021 - 2050 годы. Основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования город Казань отражены на графических материалах Генерального плана и имеют рекомендательный характер для дальнейшего территориального планирования г. Казани (пункт 1.6 Положения).
Развитие общегородской улично-дорожной сети на расчетный срок реализации Генерального плана и прогнозируемый период осуществляется в соответствии со схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта и схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети (пункт 3.2.2 Положения Генерального плана).
Из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Генеральный план городского округа предполагает его реализацию, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в соответствии со схемой функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы действующего Генерального плана муниципального образования г.Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N23-26, земельный участок административного истца расположен в хоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения.
Кроме того, в соответствии со схемой общегородской улично-дорожной сети земельный участок Шеровой Р.Р. расположен в зоне улицы общегородского значения с координированным сфетофорным движением по "зеленой волне".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о неправомерности оспариваемого уведомления от 24 октября 2018 года, а потому решение суда в указанной части н6е может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, апелляционная жалоба оснований для отмены решения суда в данной части решения также не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 декабря 2018 по данному административному делу в части признания уведомления исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24 октября 2018 года NИЖС1/0/243 незаконным отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение Приволжского районного суда г.Казани от 17 декабря 2018 года по данному административному делу оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.