Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Сайдашевой Э.Р, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан к ФИО10 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Татарстан ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Татарстан (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО12 (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что согласно сведениям, поступившим из УГИБДД МВД Республике Татарстан, административный ответчик имеет зарегистрированные транспортные средства: автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 11 августа 2009 года; автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 21 июля 2009 года; автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 21 июля 2009 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан был уплатить по вышеуказанным объекта налогообложения транспортный налог за 2016 год не позднее 1 декабря 2017 года в сумме "данные изъяты"
Налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление N 58257203 от 23 сентября 2017 года.
Согласно требованию "дата" об уплате налога и пени за 2016 год налогоплательщику установлен срок исполнения требования до 22 марта 2018 года.
Административным ответчиком транспортный налог за 2016 год уплачен частично, остаток задолженности по транспортному налогу составляет "данные изъяты", а также пени в сумме "данные изъяты", которые административный истец просил взыскать в судебном порядке.
В заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика по доверенности ФИО13. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд в удовлетворении требований отказал.
В апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств имеющих значения для административного дела. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции не учел, что налоговый орган при определении налоговых ставок на объекты налогообложения по транспортному налогу руководствуется сведениями, поступающими из государственной инспекции безопасности дорожного движения. В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации правовое значения для определения налоговых ставок имеет не категория транспортного средства, а его тип, который определяется исходя из информации, содержащейся в паспорте транспортного средства и Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359. Из представленных отделом ГИББДД сведений, паспорта транспортного средства и ответа завода изготовителя следует, что спорное транспортное средство "данные изъяты" государственный регистрационный знак... является грузовым. В связи с этим к нему должна применяться налоговая ставка с коэффициентом 25. По этой причине, податель апелляционной жалобы полагает, что расчет транспортного налога административным истцом в отношении ФИО14 был осуществлен верно.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Татарстан ФИО16 заявила об отказе от требований к ФИО15 о взыскании пени за неуплату транспортного налога.
Иные лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, содержащимся в ГИБДД, административный ответчик является собственником транспортных средств: автомобиль марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 11 августа 2009 года; автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 21 июля 2009 года; автомобиль марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак.., дата возникновения права собственности - 21 июля 2009 года.
Налоговой инспекцией на указанные объекта налогообложения исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме "данные изъяты"
Налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление... от 23 сентября 2017 года.
ФИО17 транспортный налог уплачен частично в размере "данные изъяты"
Межрайонной ИФНС России N5 по Республике Татарстан ФИО18 направлено требование... от 6 февраля 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере "данные изъяты", и пени в сумме "данные изъяты"
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска суд первой инстанции указал, что административный истец ошибочно применил к транспортному средству налоговую ставку - 25, тогда как данное транспортное средство является легковым, и к ней должна была быть применена налоговая ставка - 10. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком исходя из фактически применимых налоговых ставок, транспортный налог и пени оплачены в полном объеме.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном определении обстоятельств имеющих значение для административного дела, что влечет отмену решения суда и принятия по нему нового решения.
Так, на основании части 1 и части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории и срока полезного использования транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно разделу 2 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399, при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 1 апреля 1998 года N19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.
Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля).
По смыслу приведенных выше требований закона и иных нормативно-правовых актов следует, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы наделены правом по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств".
Как следует из материалов административного дела, административный истец, для целей налогообложения применяя к транспортному средству автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак... налоговую ставку -25, руководствовался сведениями, которые были представлены органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Так, из представленной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан из ГИБДД информации следует, что вид транспортного средства "данные изъяты", государственный регистрационный знак... - грузовой.
При этом, согласно паспорту данного транспортного средства в графе "наименование (тип транспортного средства) указано - бортовой, крытый тентом.
Из содержания письма общества с ограниченный ответственностью "данные изъяты" от 9 февраля 2015 года фактически следует, что транспортное средство "данные изъяты" относится к типу грузовых транспортных средств.
В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пункта 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "2" - автобус, "3" - грузовой (бортовой).
Из вышеуказанного следует, что административный истец правомерно применил к транспортному средству "данные изъяты", государственный регистрационный знак... налоговую ставку - 25, поскольку данное транспортное средство фактически относится к типу грузовых транспортных средств. Расчет транспортного налога административного ответчика за 2016 год налоговым органом произведен в соответствии с требованиями закона и составляет "данные изъяты", который полностью ФИО19. не уплачен.
Ранее принятый судебный акт по требованиям налогового органа о взыскании с ФИО20 транспортного налога за 2010-2012 годы, исходя из положений части 1 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правового значения по данному административному делу не имеет, поскольку принят в отношении иного предмета административного спора.
Данные обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты, выводы о необоснованности требований административного истца основаны на формальном рассмотрении административного дела.
В связи с этим, постановленное судом первой инстанции решение по данному административному делу подлежит отмене с принятием нового решения.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что административный истец отказался от административного иска к ФИО21. о взыскании пени по транспортному налогу. Отказ от административного иска не противоречит закону и не нарушает прав каких-либо лиц, и подлежит принятию.
Учитывая данные обстоятельства, а также отсутствие доказательств полного исполнения административным ответчиком предусмотренной законом обязанности по уплате транспортного налога, задолженность ФИО22 по транспортному налогу за 2016 год размере "данные изъяты" подлежит взысканию в судебном порядке.
Кроме этого, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которых административный истец был освобожден, подлежит взысканию с ФИО23 в бюджет соответствующего муниципального образования по правилам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 января 2019 года по данному административному делу отменить.
Принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан от административного иска к ФИО24 о взыскании пени в размере "данные изъяты" за неуплату транспортного налога за 2016 год.
Принять по административному делу новое решение:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан к ФИО25. о взыскании транспортного налога за 2016 год удовлетворить.
Взыскать с ФИО26 задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере "данные изъяты"
Взыскать с ФИО27 государственную пошлину в размере "данные изъяты" в бюджет соответствующего муниципального образования по правилам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.