Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Сибгатуллиной Л.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Управления архитектуры и градостроительства на решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 декабря 2018 года которым постановлено: административное исковое заявление ФИО12, ФИО13 к Исполнительному комитету муниципального зования г.Казань, Муниципальному казенному учреждению Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального зования г.Казань, Муниципальному казенному учреждению Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казань о признании отказа незаконным и обязании совершить действия удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ муниципального казенного учреждения Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в перераспределении земельного участка, выраженный в письме от "дата"
Обязать исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, муниципальное казенное учреждение Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казань повторно рассмотреть заявление ФИО14, ФИО15 от 11 октября 2018 года N15206/УАиГЮГ о перераспределении земельного участка.
Отказать в удовлетворении требований ФИО16, ФИО17 об обязании исполнительного комитета муниципального образования г.Казань совершить действия.
В иске к муниципальному казенному учреждению Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань отказать.
В удовлетворении заявления о немедленном исполнении решения отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку ФИО18, представителя ФИО19, ФИО20 возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО21 (далее - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казань о признании отказа от 15 ноября 2018 года незаконным и возложении обязанности на исполнительный орган совершить необходимые действия в пределах предоставленных ему полномочий.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что им на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером... расположенный по адресу: "адрес" Рядом с участком расположен земельный участок земель муниципальной собственности, административные истцы обратились в муниципальное казенное учреждение правление градостроительных разрешений ИКМО г.Казань о перераспределении принадлежащего им земельного участка и указанного муниципального земельного участка.
Письмом от 15 ноября 2018 года административным истцам отказано в перераспределении земельного участка ввиду того, что образуемый земельный участок расположен в границах красных линий перспективной автомагистрали.
Административные истцы считают данный отказ незаконным, так как красные линии в установленном законом порядке не утверждены.
В связи с этим просят признать данный отказ незаконным, обязать ИКМО г.Казани совершить действия для заключения с ними соглашения о перераспределении земельного участка.
При рассмотрении к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казань.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казань просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без их участия.
Суд первой инстанции принял решение вышеприведенной формулировке.
С таким решением суда не согласился Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Управления архитектуры и градостроительства, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с его незаконностью. В апелляционной жалобе апеллянтом также указывается на то, что красные линии, в том числе и проектные, учитываются при образовании земельных участков, а нахождение земельного участка в пределах красных линий является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, так как красные линии обозначают границы территорий общего пользования, на приватизацию которых действующим законодательством установлен прямой запрет.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов административного дела следует, что административным истцам на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:170944:34 расположенного по адресу: ул. Лодейная, 4 Приволжского района г.Казани.
Рядом с участком расположен земельный участок находящийся муниципальной собственности.
В целях оформления прав собственности на данный земельный участок административные истцы обратились в муниципальное казенное учреждение Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казань о перераспределении принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером... и указанного муниципального земельного участка.
Письмом от 15 ноября 2018 года N 15/15-04-18157 административным истцам отказано в перераспределении земельного участка ввиду того, что образуемый земельный участок расположен в границах красных линий планируемой автомагистрали.
Удовлетворяя исковые требования административных истцов в части признания незаконным отказа исполнительного органа от 15 ноября 2018 года N 15/15-04-18157, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия доказательств того, что истребуемый земельный участок, образуемый путем перераспределения, имеет пересечение красных линий с земельным участком общего пользования.
Оснований для признания неправильными выводов суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Как следует из ответа исполнительного органа от 15 ноября 2018 года N 15/15-04-18157, которое явилось основанием для отказа административным истцам в перераспределении земельного участка, часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах перспективных красных линий.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии разрабатываются и утверждаются в составе проекта планировки территории в рамках статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), являющегося частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений статьи 15 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются в документации по планировке территории, в частности, проектах планировки территорий и кварталов.
Документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Следовательно, расположение красных линий и выход за их пределы спорного земельного участка в соответствии с положениями градостроительного законодательства может быть установлено только путем исследования проекта планировки территории.
Таким образом, административный ответчик не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Сведений о том, что указанная в оспариваемом ответе схема расположения красных линий утверждена в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции также не предоставлено.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 декабря 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Управления архитектуры и градостроительства - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.