Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Китова Андрея Владимировича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Китова А.В. об оспаривании предложения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани об изменении места проведения публичного мероприятия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Токмакова А.В, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Китов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту - ИКМО города Казани) о признании незаконным предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявленных требований указано, что 21 января 2019 года административным истцом было подано уведомление в ИКМО города Казани о проведении публичного мероприятия в форме митинга в районе площади Тысячелетия города Казани, запланированному на 3 февраля 2019 года в период времени с 11.30 часов до 14.00 часов с заявленными целями: "Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о возможном вреде жизни и здоровью граждан в связи с планами по строительству мусоросжигательных заводов согласно проекта "Чистая страна", в том числе мусоросжигательного завода в селе Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; Призыв к соблюдению законодательства, в частности статьи 3 Федерального закона "Об отходах", при выборе системы обращения с отходами в Республике Татарстан; Отмена решения о строительстве мусоросжигательного завода в городе Казани и пригородах города Казани, в том числе в селе Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; Внедрение системы раздельного сбора и переработки отходов в Республике Татарстан".
В ответ на данное уведомление административному истцу поступил ответ ИКМО города Казани от 23 января 2019 года N 1405/исх-05-03-09, в котором было указано, что в запрашиваемом месте будет проводиться иное публичное мероприятие, заявку на проведение которого подал Казанский молодежный центр им. А. Гайдара, в порядке, установленным пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в связи с чем предложил изменить место проведения митинга в указанную дату и время на территорию: через дорогу от Дворца культуры им. Саид-Галиева по улице Советская.
Китов А.В. считает данный отказ произвольным и незаконным, нарушающим его права как организатора публичного мероприятия, так как в нем не указано, на какое именно время на площади Тысячелетия города Казани намечено проведение публичного мероприятия Казанским молодежным центром им. А. Гайдара и какова его продолжительность. Исходя из этого, неясно, совпадает ли это время с периодом, указанным в поданном им уведомлении. Ответ не свидетельствует об очевидной невозможности проведения заявленного мной митинга из-за совпадения по времени с другим мероприятием. Также в ответе отсутствие информации о времени проведения публичного мероприятия Казанским молодежным центром им. А. Гайдара, что лишило возможности направления встречного предложения об изменении времени заявленного митинга с целью устранить совпадение по времени с другим мероприятием при сохранении возможности проведения его на площади Тысячелетия. В ответе отсутствует информация о форме и предполагаемой численности публичного мероприятия с участием Казанского молодежного центра им. А. Гайдара. Площадь Тысячелетия занимает значительную территорию, на которой, не создавая друг другу помех, могут разместиться участники сразу нескольких публичных мероприятий. Однако их предполагаемая численность не приводилась и никаким образом не оценивалась. По мнению административного истца, ИКМО города Казани не обосновал невозможность одновременного проведения двух заявленных мероприятий на площади Тысячелетия. Также не указана дата подачи уведомления о публичном мероприятии Казанским молодежным центром им. А. Гайдара, что не дает представления о том, действительно ли оно было подано ранее 21 января 2019 года. Ответ не является обоснованным, не содержит конкретных данных, свидетельствующих об очевидной невозможности проведения митинга и серьезно урезает возможности по подаче встречных предложений по проведению митинга.
Действия ИКМО города Казани затрудняют проведение митинга, поскольку им предлагаются заведомо худшие условия, в меньшей степени отвечающие целям и задачам публичной акции. В частности, предлагаемое место на территории через дорогу от Дворца культуры им. Саид-Галиева по улице Советская значительно удалено от центра города, уступает ему по транспортной доступности и отличается меньшим размером по сравнению с площадью Тысячелетия. Эти обстоятельства ставят под вопрос саму целесообразность проведения митинга в предлагаемом месте, поскольку способны нанести ущерб публичности мероприятия и уменьшить его общественный эффект. Таким образом, предложение ИКМО города Казани не обеспечивает возможность достижения правомерных целей заявленного мной митинга, соответствующие его социальному и политическому значению.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным предложение ИКМО города Казани об изменении места проведения публичного мероприятия, выраженного в ответе от 23 января 2019 года N 1405/исх-05-03-09, и обязать ИКМО города Казани не препятствовать проведению 3 февраля 2019 года в период времени с 11.30 часов до 14.00 часов публичного мероприятия в форме митинга в городе Казани на площади Тысячелетия с вышеуказанными заявленными целями.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика - ИКМО города Казани и руководителя аппарата ИКМО города Казани - Токмаков А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился Китов А.В, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, при этом указывает на то, что уведомление на проведение иного публичного мероприятия было подано за пределами срока на его подачу, сведения о нем Китову А.В. были не известны. Данное обстоятельство ограничило его в возможности оценить обоснованность предложения об изменении места и условий проведения митинга, лишило его права на внесение предложений по изменению времени заявленного митинга. В предложении ИКМО города Казани отсутствовала необходимая информация о содержании иного публичного мероприятия, а сам ответ не свидетельствовал об очевидной невозможности проведения публичного мероприятия, заявленного административным истцом.
В суде апелляционной инстанции представитель ИКМО города Казани Токмаков А.В. доводам апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Данная категория дел рассматривается в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как определено пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ (в редакции от 7 июня 2017 года) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митинг нормативно определяется как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
На основании частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство содержит отсылку к положениям законодательства субъекта Российской Федерации в части регулирования порядка и процедур подачи уведомлений.
В этой связи в статье 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан" содержится регламентация порядка подачи уведомления о проведении публичных мероприятий.
В части 1 указанной статьи Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования - городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия, помимо прочих условия, должно указываться место (места) проведения публичного мероприятия (пункт 3 части 6 статьи 3 Закона Республики Татарстан).
Как следует из части 9 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ, если уведомление подано с нарушением требований Федерального закона и порядка подачи уведомления, установленного настоящим Законом, то оно считается поданным ненадлежащим образом, о чем уполномоченным органом местного самоуправления в течение восьми рабочих часов (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) в письменной форме сообщается организатору публичного мероприятия для устранения выявленных нарушений. До устранения организатором публичного мероприятия выявленных нарушений уведомление не подлежит дальнейшему рассмотрению, а мероприятие не считается согласованным.
В соответствии с Федеральным законом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок, либо с органом, его принявшим, не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 9 статьи 3 указанного Закона Республики Татарстан).
Согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ после определения специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичных мероприятий вне специально отведенных мест допускается только после согласования с уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в который подается уведомление о проведении публичных мероприятий (далее - уполномоченный орган), в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящим Законом.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, и в соответствии с Федеральным законом запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в местах, расположенных ближе 50 метров от зданий, занимаемых органами государственной власти, прокуратуры, консульств, образовательными, медицинскими организациями, и культовых сооружений.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 12
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Из материалов административного дела следует, что 21 января 2019 года Китовым А.В. было подано уведомление в ИКМО города Казани о проведении публичного мероприятия в форме митинга в районе площади Тысячелетия города Казани, запланированному на 3 февраля 2019 года в период времени с 11.30 часов до 14.00 часов с заявленными целями: "Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о возможном вреде жизни и здоровью граждан в связи с планами по строительству мусоросжигательных заводов согласно проекта "Чистая страна", в том числе мусоросжигательного завода в селе Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; Призыв к соблюдению законодательства, в частности статьи 3 Федерального закона "Об отходах", при выборе системы обращения с отходами в Республике Татарстан; Отмена решения о строительстве мусоросжигательного завода в городе Казани и пригородах города Казани, в том числе в селе Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан; Внедрение системы раздельного сбора и переработки отходов в Республике Татарстан".
В ответ на данное уведомление административному истцу поступил ответ ИКМО города Казани от 22 января 2019 года N 1405/исх-05-03-09 за подписью руководителя аппарата ИКМО города Казани, в котором было указано, что в запрашиваемом месте будет проводиться иное публичное мероприятие, заявку на проведение которого подал Казанский молодежный центр им. А. Гайдара, в порядке, установленным пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в связи с чем предложил изменить место проведения митинга в указанную дату и время на территорию: через дорогу от Дворца культуры им. Саид-Галиева по улице Советская.
При этом судом также было установлено, что 17 января 2019 года в ИКМО города Казани поступило обращение от имени Казанского молодежного центра им. А. Гайдара о проведении публичного мероприятия "Флешмоб "Я люблю Казань!", запланированного на 3 февраля 2019 года в период времени с 7.00 часов до 22.00 часов на площади Тысячелетия города Казани. Ответом от 18 января 2019 года N 320/ИК ИКМО города Казани данное мероприятие было согласовано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из имеющихся по делу материалов и основывал свои выводы, учитывая правовые позиции, изложенные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П. При этом из материалов административного дела следует, что административному истцу было предложено изменить место проведения митинга.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с несогласием с решением суда, судебная коллегия считает необоснованными и подлежащими отклонению.
Вопреки позиции Китова А.В, сама по себе его неосведомленность о деталях согласования проведения иного публичного мероприятия не может служить основанием для признания незаконным предложения ИКМО города Казани о проведении митинга в ином месте. Довод о том, что возможно было проведения обоих мероприятий одновременно, носит характер общего суждения и не подкрепляется обоснованными выводами о соблюдении необходимых мер безопасности и обеспечения правопорядка, отсутствии нарушения прав иных лиц при таком совместном проведении публичных мероприятий.
Подача обращения от имени Казанского молодежного центра им. А. Гайдара за пределами срока не может быть расценена как обстоятельство, повлекшее незаконное действие со стороны ИКМО города Казани, поскольку мероприятие "Флешмоб. "Я люблю тебя, Казань!" не проводилось в форме митинга, шествия или пикетирования. Само место его проведения - площадь Тысячелетия города Казани - не отнесено к специально отведенным местам для проведения публичных мероприятий, представляет собой элемент городской инфраструктуры с организованным дорожным движением. При этом ИКМО города Казани не препятствовал административному истцу в проведении публичного мероприятия, направив мотивированное предложение с измененным местом его проведения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с указанием на необоснованность предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Китова Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.