Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 6 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного ФИО12 к Исполнительному комитету муниципального образования "Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан" о признании незаконными действия, выраженные в формировании земельного участка с кадастровым номером... отмене проведенной работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес" с кадастровым номером... возложении обязанности повторно провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес" с кадастровым номером... с учетом требований земельного, градостроительного и жилищного законодательства,
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в ее поддержку ФИО13 представителей Исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан" по доверенности ФИО14 возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО15 (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" (далее - административный ответчик) о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" 7 сентября 2018 года административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о сформировании земельного участка, находящегося под двухквартирным жилым домом и необходимым для его использования. В письме административный ответчик указал, что в настоящее время ведется подготовка документов по постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка согласно схеме, приведенной в приложении, при этом сослался на другой многоквартирный дом, расположенный по "адрес". На обращение административного истца от 14 декабря 2018 года административным ответчиком дан ответ о том, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по "адрес" сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером... Из официального сайта Росреестра ФИО16 стало известно, что земельный участок с кадастровым номером... имеет вид разрешенного использования "для обслуживания производственной территории", площадь 227 кв.метров. ФИО17 не согласен с результатом формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул.Бутлерова,141/2, так как формирование земельного участка произошло с существенным нарушением процедуры, предусмотренных нормами жилищного, градостроительного и земельного законодательства. Жители многоквартирного дома не были проинформированы о формировании земельных участков, публичные слушания, в нарушение требований части 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводились. Как полагает административный истец, в результате неправомерных действий Исполнительного комитета площадь земельного участка оказалось существенно меньше, чем это необходимо для обслуживания многоквартирного дома.
Сформированный земельный участок в оспариваемых границах нарушает права административного истца и других жильцов дома на получение земельного участка достаточной площади для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, вид разрешенного использования земельного участка не предназначен для обслуживания многоквартирного дома. Согласно "Своду правил (СП) 4213330.2011. Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений, Актуализированная редакция СНИП2.07.01-89" размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов, определены как 400-600 кв.метров. Учитывая, что на каждую квартиру в двухквартирном жилом доме должно приходиться по 600 кв.метров и более, на двухквартирный жилой дом должен приходиться земельный участок, площадью 1200 кв.метров и более. При формировании земельного участка за его пределами остались, принадлежащие административному истцу на праве собственности трансформаторная подстанция, здание компрессорной холодильной, также подъездные пути к самому дому и вышеуказанным объектам. Согласно генеральному плану г..Чистополя и положению о территориальном планировании в исторической части г..Чистополя, в котором находится жилой дом "адрес" возможны три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: жилье, соцкультбыт, рекреация. Административный ответчик при формировании земельного участка с кадастровым номером.., в нарушение нормативно-правового акта органа местного самоуправления, видом разрешенного использования земельного участка под многоквартирным жилым домом необоснованно указал "для обслуживания производственной территории".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2013 года N869, запрещающим в границах территории культурного наследия новое строительство, проектирование, проведение землеустроительных работ, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия, были утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, в состав которой вошел спорный земельный участок, принадлежащий административному истцу.
В связи с этим, административный истец обратившись в суд, просил суд признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в формировании земельного участка с кадастровым номером... отменить проведенные ответчиком работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес" с кадастровым номером.., обязать административного ответчика повторно провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес" с кадастровым номером... с учетом требований земельного, градостроительного и жилищного законодательства.
В заседании суда первой инстанции административный истец требования административного иска поддержал.
Представители Исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" ФИО18 с административным исковым заявлением ФИО19 не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено без их участия.
Суд в удовлетворении административного иска ФИО20 отказал.
В апелляционной жалобе ФИО21 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. При этом апеллянт в обоснование доводов апелляционной жалобы повторяет содержание административного искового заявления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что 5 сентября 2018 года ФИО22 обратился в Исполнительный комитет муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" с заявлением о формировании земельного участка, находящегося под двухквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес"
На основании обращения ФИО23 административным ответчиком был сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок.., общей площадью 227 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Обращаясь с административным исковым заявлением ФИО24 указал о несогласии с результатами формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. "адрес" в части его размеров.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из соответствия действий Исполнительного комитета по формированию земельного участка требованиям закона.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств имеющих значение для административного дела и соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 67 постановления Пленума N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно приложению Д (рекомендуемое) "СП 42.13339.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов на индивидуальный дом или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины следующие: 30 - 60 м2 (без площади застройки) - при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных блокированных домах или 2-, 3-, 4 (5)-этажных домах сложной объемно-пространственной структуры (в том числе только для квартир первых этажей) в городах любой величины при применении плотной малоэтажной застройки и в условиях реконструкции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, спорный земельный участок по "адрес" образован путём раздела земельного участка с сохранением в изменённых границах исходного земельного участка с присвоением того же вида разрешенного использования, как у исходного "для обслуживания производственной территории".
При этом, из представленных административным ответчиком документов следует, что многоквартирный жилой дом, принадлежащий административному истцу находится в исторической части города Чистополя, в зоне плотной малоэтажной застройки.
Реализуя предоставленные законом полномочия, исходя из типа жилого дома, расположенного на формируемом земельном участке, вида разрешенного использования земельного участка, плотности застройки, Исполнительным комитетом принято решение о формировании спорного земельного участка в соответствии с пунктом 5 Приложения Д "Свода правил (СП) 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89": "30-60 (без площади застройки) - при многоквартирных одно - двухэтажных блокированных домах сложной объемно - пространственной структуры (в том числе только квартир первых этажей) при применении плотной малоэтажной застройки и в условиях реконструкции".
Административным истцом не представлены достоверные и объективные доказательства несоответствия действий административного ответчика при формировании спорного земельного участка требованиям закона, повлекших нарушение его прав и законных интересов.
При рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции, как следует из пояснений представителей административных ответчиков, вопрос об изменении территориальной зоны застройки, в котором расположен спорный земельный участок, с ПК-2 "Зоны производственно-коммунальных объектов 111 классов опасности" на зону "Ж-2", и изменении вида разрешенного использования земельного участка, разрешен положительно путем проведения публичных слушаний. Сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, доводы административного истца о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, подлежат отклонению как необоснованные.
В этой связи, судебная коллегия считает решение суда об отказе в удовлетворении административного иска ФИО25 принятым в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апеллянта не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к повторению изложенной правовой позиции в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела судом, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений процессуального права, в том числе указанных апеллянтом, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 6 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО26 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.