Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5февраля 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Хабибуллиной Фании Назиповны и постановлено определить кадастровую стоимость:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) с кадастровым номером.., площадью 13002 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", в размере 9772254 рублей по состоянию на 18 июня 2015 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) с кадастровым номером.., площадью 2 000 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 1439 988 рублей по состоянию на 18 июня 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 сентября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Хабибуллиной Фании Назиповны к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Хабибуллиной Фании Назиповны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу Хабибуллиной Фании Назиповны в возмещение судебных расходов 600 рублей,
установила:
Хабибуллина Ф.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований указала, что является собственником:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью 13002квадратных метра, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 18 июня 2015года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью 2000квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 18 июня 2015года.
Кадастровая стоимость данных земельных участков определена по состоянию на 18 июня 2015 года в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р и составляет соответственно 28263877 рублей 62 копейки, 4347620 рублей.
Полагая эту стоимость явно завышенной, Хабибуллина Ф.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость этих земельных участков в размере соответственно 8 308 000 рублей и 1316000 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 18 июня 2015 года.
В суде первой инстанции представитель административного истца -Конева О.В. заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 9772254 рублей, земельного участка с кадастровым номером... в размере 1439988 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 18 июня 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости земельных участков составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельных участков.
Выслушав представителя Хабибуллиной Ф.Н. - Коневу О.В, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет от 5 сентября 2018 года N2691 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный ООО "Аудит Советник" по инициативе административного истца, согласно которому по состоянию на 18 июня 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 8 308 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 1316000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 ноября 2018 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета от 5 сентября 2018 года N2691 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного ООО "Аудит Советник" по инициативе Хабибуллиной Ф.Н, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С.
Согласно заключению эксперта от 26 декабря 2018 года N187-Э/2018 представленный административным истцом отчет от 5 сентября 2018 года N2691 об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость спорных земельных участков, которая согласно отчету составляет 8 308 000 рублей и 1316000рублей по состоянию на 18 июня 2015 года, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 18 июня 2015 года в размере 9772254рублей, и рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 18 июня 2015года в размере 1439 988 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта N187-Э/2018, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.