Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО10 о признании незаконными действий (бездействия) Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признано неправомерным уведомление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29 декабря 2018 года N... На Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО11 от 20 декабря 2018 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя ФИО12 по доверенности ФИО13, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО14далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик) об оспаривании правомерности уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 20 декабря 2018 года она подала Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, на земельном участке общей площадью 400 кв.м с кадастровым номером.., категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: "адрес"
29 декабря 2018 года за N... ) административным ответчиком было принято решение в форме Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с указанием следующих оснований: в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Альметьевск", решение... от 25 декабря 2009 года с изменениями земельный участок с кадастровым номером... по градостроительному зонированию отнесён к территориальной зоне садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков.
По мнению административного истца, уведомление Исполнительного комитета является неправомерным, поскольку указанные изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Альметьевск" в части градостроительного зонирования были внесены только после приобретения им земельного участка. Земельный участок административным истцом был приобретён на основании договора купли-продажи от "дата", и в последующем разделён на два участка. Следовательно, как считает административный истец, в отношении него внесенные в Правила землепользования и застройки изменения применены быть не могут. Также, как считает ФИО15 включение земельного участка в иную территориальную зону не изменяет категорию и вид разрешенного его использования для целей индивидуального жилищного строительства. В этой связи, просит уведомление Исполнительного комитета от 29 декабря 2018 года признать неправомерным, и возложить на Исполком обязанность устранить допущенные нарушения закона путем выдачи ему уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности ФИО16. заявленные требования поддержал, уточнив, что в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца просит возложить на исполком Альметьевского района обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО17. от 20 декабря 2018 года.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО18, представитель заинтересованного лица МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" по доверенности ФИО19 возражали удовлетворению административного иска.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, рассмотрев дело по существу, принял решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО20 в вышеприведенной формулировке.
С таким решением суда не согласился Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ее представителем по доверенности ФИО21 ставится вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права, и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает о том, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "города Альметьевск", утвержденных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N366 от 25 декабря 2009 года и решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N621 от 13 декабря 2012 года территориальная зона "Ж-1", куда входил земельный участок административного истца, была уменьшена в части зоны застройки индивидуальными жилыми домами, расположенными в водоохраной зоне р. Степной Зай (200 м) на "Р-3*" - зону садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков. Данные обстоятельства, исходя из требований пункта 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, явились основанием для принятия оспариваемого уведомления. При этом, как считает податель апелляционной жалобы, правого значения время приобретения административным истцом спорного земельного участка не имеет.
Приведенные доводы, по мнению апеллянта, являются основанием для отмены решения суда, и принятию нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО22. требований.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции по административному делу допущены нарушения в применении норм материального права, влекущие безусловную отмену постановленного решения.
Так, из материалов административного дела следует, что ФИО23. на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка от 10 сентября 2007 года на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 400 кв.м с кадастровым номером.., полученный путём выдела из земельного участка с кадастровым номером:...
20 декабря 2018 года ФИО24 через филиал ГБУ МФЦ Альметьевского района подала Уведомление о планируемом на указанном выше земельном участке строительстве объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, расположенном по адресу: "адрес"
29 декабря 2018 года Исполкомом Альметьевского района ФИО25. направлено уведомление... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по основанию, предусмотренному пунктом 2, части 10, статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок отнесён к территориальности садоводства и огородничества без права строительства и отвода земельных участков.
Разрешая административный спор по существу и признавая уведомление Исполнительного комитета неправомерным, суд первой инстанции указал, что оно не соответствует требованиям закона и принято без учета имеющих правовое значение обстоятельств, в частности наличия согласия на строительство объекта индивидуального жилищного строительства заинтересованными лицами.
Судебная коллегия согласить с выводами суда первой инстанции не может по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно пункту 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативные правовых актов является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
При этом, исходя содержания статьи 8 градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, наряду с иными, относятся утверждение правил землепользования и застройки поселений; направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
Как следует из содержания пункта 1 части 1 и части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целя создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Частью 1, 7, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
При этом, согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно материалам административного дела решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N366 от 25 декабря 2009 года, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "города Альметьевск". Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N621 от 13 декабря 2012 года в территориальные зоны на Карте градостроительного зонирования, являющегося приложением 1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "города Альметьевск" внесены изменяя: территориальная зона "Ж-1", куда входил земельный участок административного истца, была уменьшена в части зоны застройки индивидуальными жилыми домами, расположенными в водоохраной зоне р. Степной Зай (200 м) на "Р-3*" - зону садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории водоохранных зон предусмотрен положениями части 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан административному истцу направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, суду первой инстанции, руководствуясь принципом состязательности, следовало проверить обстоятельство нахождения данного земельного участка в границах территориальной зоны на котором запрещается строительство объектов недвижимости.
Частью 8 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем, вопреки приведенным выше требованиям закона и предмета административного иска, отклоняя доводы административного ответчика о правомерности оспариваемого уведомления, основанного на Правилах землепользования и застройки, суд первой инстанции вторгся в вопросы правомерности включения земельного участка административного истца в соответствующую территориальную зону садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков.
В свою очередь, из представленных административным ответчиком документов, в частности из Карты градостроительного зонирования, являющегося приложением 1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "города Альметьевск", достоверно следует о расположении земельного участка административного истца в территориальной зоне "Р-3*", в которой имеется ограничение на строительство объектов недвижимости, в том числе, в связи с нахождением в водоохраной зоне.
Данные обстоятельства административным истцом, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не опровергнуты.
Судебная коллегия отмечает, что отсутствие сведений о территориальных зонах в публичной кадастровой карте и факт приобретения земельного участка административным истцом до внесения изменений в границы территориальных зон города Альметьевска, правового значения не имеет и не является основанием для освобождения от выполнения требований, предъявляемых земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке водоохранные зоны и правомерность отнесения земельного участка к территориальной зоне садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков не оспорена.
При таких обстоятельствах правомерность решения административного ответчика, обличённая в форму уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке сомнений не вызывает.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт является постановленным с нарушением требований статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО26 о признании незаконным уведомления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29 декабря 2018 года... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении обязанность устранить допущенные нарушения закона отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.