Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 21 февраля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан к ФИО12 о взыскании обязательных платежей и пени.
Взыскано с ФИО13 в доход государства задолженность на общую сумму "данные изъяты", из них по земельному налогу в размере "данные изъяты", а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты"
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя ФИО14 по доверенности ФИО15 представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан по доверенности ФИО16, возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО17 о взыскании обязательных платежей и пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО18 состоит на налоговом учете Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан. 20 сентября 2017 года ФИО19 направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога в размере "данные изъяты" 15 ноября 2017 года административным ответчиком уплачено "данные изъяты", 6 декабря 2017 года "данные изъяты". Задолженность по налогу составила "данные изъяты", за несвоевременную уплату которой, ФИО20 начислены пени в размере "данные изъяты"
24 мая 2018 года мировым судьей на основании заявления административного истца вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО21 указанной задолженности. 5 июня 2018 года определением мирового судьи, в связи с поступившими от ФИО22 возражениями, судебный приказ от 24 мая 2018 года отменен.
В связи с тем, что задолженность перед бюджетом административным ответчиком не погашена, налоговый орган, обратившись с административным исковым заявлением. Просил взыскать ее в судебном порядке.
Лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд требования удовлетворил и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Кольцов Н.С. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что принадлежащий ему земельный участок, согласно сведениям отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" расположен в зоне объектов сельскохозяйственного назначения, и в отношении него должна применяться налоговая ставка 0,3%.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании части 1 и части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из положений статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно подпунктам 1.1, 1.2 пункта 1 решения Чистопольского городского Совета муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района N 2/6 от 26 октября 2015 года установлены следующие ставки земельного налога: 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом (домами индивидуальной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям); ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности таможенных нужд; 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Как указано в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что ФИО23 на праве собственности принадлежит: земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер...
Налоговым органом сформировано и направлено административному ответчику налоговое уведомление... от "дата" об уплате земельного налога за 2016 год со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 года в размере "данные изъяты" с применением налоговая ставка 1,50 %.
В дальнейшем административным истцом ФИО24 направлено требование об уплате налога в размере "данные изъяты"
24 мая 2018 года мировым судьей на основании заявления административного истца вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО25 указанной задолженности. 5 июня 2018 года определением мирового судьи, в связи с поступившими от ФИО26 возражениями, судебный приказ от 24 мая 2018 года отменен.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО27 не исполнена налоговая обязанность по уплате налога имущественного характера, ему было выставлено налоговое требование, срок взыскания налоговой задолженности не пропущен.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.
Как при рассмотрении дела судом первой инстанции, так и в судебном заседании апелляционной инстанции, ФИО28 вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены доказательства уплаты налогов и пени, в размере указанном в административном исковом заявлении.
Административным истцом срок на обращение в суд о принудительном взыскании с ФИО29 задолженности по налогам и пени не пропущен, соответствует срокам установленным абзацем 3 пункта 2 и абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приведенные факты свидетельствуют о соблюдении административным истцом порядка принудительного взыскания с ФИО30 задолженности по налогам и пени.
Доводы апеллянта о неверном исчислении размера налога, подлежат отклонению как ошибочные, основанные на произвольном толковании права.
Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации
органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - Участки).
Таким образом, применение налоговой ставки в зависимости от использования земельного участка по целевому назначению (в соответствии с установленным для него разрешенным использованием) предусмотрено в отношении земельных участков, указанных в абзаце 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Для иных видов разрешенного использования земельных участков применение налоговых ставок не связано с установлением налоговыми органами обстоятельств фактического использования земельных участков, что следует из вышеуказанных положений Налогового кодекса.
Как правильно установлено судом первой инстанции, исчисление налоговым органом размера земельного налога и налоговой ставки, было осуществлено в соответствии со сведениями, предоставленными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Так, согласно указанной информации, принадлежащий административному ответчику земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для обслуживания зерносклада. Сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении данного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемого для сельскохозяйственного производства, не имеется.
Предоставленный административным ответчиком ответ отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" о расположении земельного участка ФИО31 в зоне объектов сельскохозяйственного назначения, не может повлиять на изменение рассчитанной налоговым органом налоговой ставки 1,5%, поскольку в установленном законом порядке категория и вид разрешенного использования земельного участка не изменены. Необходимых условий для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, таких как отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства, не имеется.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апеллянта не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к повторению изложенной правовой позиции в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела судом, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Решение суда судебная коллегия считает правильным, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 21 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, жалобу ФИО32 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.