Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
01 июля 2019 года
жалобу администрации Сакского района Республики Крым на постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации Сакского района Республики Крым,
установил:
постановлением судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года администрация Сакского района привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, администрация Сакского района подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила вышеназванное постановление отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и что судья районного суда неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г, поддержавшего жалобу, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Сакский" ФИО5 администрации Сакского района Республики Крым вменяются нарушения, допущенные в эксплуатационном содержании участка автомобильной дороги, "адрес"
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии N, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть МО МВД России "Сакский" поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии, которое зарегистрировано в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ N. Входе обследования должностными лицами органа дорожного надзора места происшествия, находящегося на автомобильной дороге, "адрес", выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно на проезжей части имеются повреждения асфальтобетонного покрытия: отдельные выбоины превышают допустимые требования норм и стандартов, выбоины размером 1.4 х 1.2 м х 0.12 м, чем нарушен п.5.2.4 ГОСТа-50597-17; обочина имеет повреждения в виде просадок глубиной 8-9 см, чем нарушен п.5.3.1 ГОСТа-50597-17; обочина занижена по отношению к проезжей части более чем на 5 см.
Данные нарушения должностным лицом дорожного надзора были предварительно зафиксированы в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12).
ДД.ММ.ГГГГ инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России "Сакский" в связи с выявленными недостатками в содержании улично-дорожной сети вынесено определение о возбуждении дела об административном производстве и о проведении административного расследования (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом органа дорожного надзора в адрес главы администрации Сакского района ФИО8. направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, возбужденном по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (л.д.34, 35-38).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 (в редакции действующей на момент совершения правонарушения) КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Судья Сакского районного суда Республики Крым, привлекая администрацию Сакского района к административной ответственности, исходил из того, что виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии N (л.д.1-6) и актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором зафиксированы нарушения, допущенные при содержании автомобильной дороги (л.д.8).
Однако, с указанными выводами судьи Сакского районного суда Республики Крым согласиться нельзя.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст.26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения в содержании части автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии 82 N в них отсутствуют конкретизированные описания выявленных повреждений (выбоины, просадки не зафиксированы каждая в отдельности, не указан размер каждого из повреждений), то есть объективная сторона правонарушения в протоколе об административном правонарушении не описана.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии N и акт от ДД.ММ.ГГГГ N являются недопустимыми доказательствами, подтверждающими виновность администрации Сакского района в совершении вмененного ему правонарушению, предусмотренному ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и поэтому они подлежат исключению из их числа.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым настоящей жалобы срок давности привлечения администрации Сакского района к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу п.3 ч.1 ст.30.7 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации Сакского района Республики Крым удовлетворить.
Постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Сакского района Республики Крым, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.