Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
при секретаре:
председательствующего судьи:
Сокола В.С,
судей:
Аврамиди Т.С, Рошка М.В,
Бабийчук Л.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах Абдулазизовой Мерем Асановны к Администрации г. Бахчисарай Республики Крым о признании постановления незаконным, понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Администрации г. Бахчисарай на решение Бахчисарайского городского суда Республики Крым от 05 февраля 2019 г,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2018 г. прокурор Бахчисарайского района Республики Крым в интересах Абдулазизовой М.А. подал вышеназванный иск, мотивировав его тем, что Абдулазизова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации г. Бахчисарай от 06 июля 2018 г. заявителю отказано в постановке на учет по причине отсутствия постоянной регистрации в г. Бахчисарае на протяжении последних 5 лет. Уточнив исковые требования прокурор просит признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Бахчисарай N от 06 июля 2018 г, обязать ответчика в течении месяца рассмотреть заявление Абдулазизовой М.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обжалуемым решением постановлено: "Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Бахчисарай N от 06.07.2018 г. "Об отказе в признании Абдулазизовой М.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма". Обязать Администрацию г. Бахчисарай рассмотреть заявление Абдулазизовой М.А. от 08.06.2017 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности Жилищного кодекса РФ, Закона Республики Крым N130-РК от 06.07.2015 г. "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым", в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, с учетом установленных судом нарушений".
В апелляционной жалобе Администрация г. Бахчисарай указывает на то, что суд пришел к ошибочному выводу, без всестороннего и полного исследования обстоятельств по делу, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В частности указывает, что ответчик, отказывая Абдулазизовой М.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, действовал в рамках действующего законодательства и предоставленных ему полномочий.
Стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167, абз. 1 ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Ислямовой М.В, полагавшей, что основания для отмены решения суда отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 08 июня 2017 г. Абдулазизова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее и членов семьи (сыновья - ФИО8, ФИО9, дочь - ФИО8) на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья, а также связи наличием статуса многодетной матери (л.д.15).
Администрация г. Бахчисарай постановлением N от 06 июля 2018 г. отказала Абдулазизовой М.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с постоянной регистрацией и проживанием в г. Бахчисарае с 03 июля 2014 г, т.е. менее 5 лет (л.д.6).
При принятии решения по заявлению Абдулазизовой М.А. ответчик руководствовался решением Бахчисарайского городского совета N от 17 декабря 2015 г, которым утвержден Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Бахчисарай Бахчисарайского района (л.д.40).
Пунктом 1.6 данного Порядка предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане Российской Федерации, признанные малоимущие, нуждающимися в жилых помещениях, которые постоянно зарегистрированы и проживают на территории городского поселения Бахчисарай не менее 5 лет (л.д.41).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности такого основания для отказа в признании Абдулазизовой М.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как регистрация и проживание на территории городского поселения менее 5 лет.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Кроме того, положениями п. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Данные положения ЖК РФ нашли свое отражение в Законе Республики Крым N130-ЗРК от 06 июля 2015 г. "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым".
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопросы жилищных отношений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 6 июля 2015 г. N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений" (далее-Закон).
Так, согласно ст. 5 Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявления о принятии на учет подаются гражданами при наличии оснований для признания их нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях.
В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 7 Закона к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет; 2) справка подразделения по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, подтверждающая регистрацию по месту жительства гражданина, подающего заявление о принятии на учет.
Исходя из вышеуказанных положений закона, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, такого необходимого условия для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как регистрация и проживание в соответствующем населенном пункте на протяжении определенного времени, не имеется.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).
Кроме того, из материалов дела следует, что Абдулазизова М.А. проживает на территории г. Бахчисарай с 2005 г, что подтверждается имеющейся в деле копией паспорта (л.д.5).
Доводы апелляционной жалобы о правомерности действий ответчика при отказе в постановке на учет в связи с не подтверждением регистрации и проживания на территории муниципального образования в течении 5 лет не опровергают выводов суда первой инстанции, которые были предметом исследования и оценки, необоснованность их отражена в решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бахчисарайского городского суда Республики Крым от 05 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Бахчисарай - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.