Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якубовой Зейнеп Энверовны к Судакскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту - эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каракулькину В.С, о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Якубова З.Э. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском к Судакскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором, с учётом уточнений, просила признать решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 февраля 2018 года N90/01/2018-19534 об отказе в постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", незаконным, а также обязать Управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести изменения в учётные данные адреса земельного участка с адреса: "адрес" на адрес: "адрес", на основании решения Морского сельского совета N481 от 30 июля 2010 года, обязать Управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поставить на кадастровый учёт земельный участок по адресу: "адрес", с последующей выдачей выписки из ЕГРН по Республике Крым.
Требования мотивированы тем, что решением Морского сельского совета народных депутатов г. Судака от 08 июня 2010 года за N337 истцу выделен земельный участок по адресу: "адрес" в районе домовладения N по "адрес", площадью 0,05 га, для строительства и обслуживания жилого дома. Решением N481 от 30 июля 2010 года Морского сельского совета указанному земельному участку был присвоен юридический адрес: "адрес". С целью постановки указанного земельного участка на кадастровый учёт истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Решением от 16 февраля 2018 года Госкомрегистром в постановке на кадастровый учёт данного земельного участка отказано, в связи с тем, что представленные истцом документы не могут служить основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом. Из устных разъяснений представителей Госкомрегистра РК стало известно, что Исполнительным комитетом Судакского горсовета ещё в 2010 году данный участок был отмечен как находящийся по адресу "адрес", а не "адрес", тем самым земельный участок не может быть зарегистрирован как ранее учтённый. По указанному адресу истец зарегистрирована с 25 июня 2010 года. Таким образом, для того чтобы истцу продолжить регистрацию земельного участка, необходимо внести изменения в кадастровый учёт адреса земельного участка.
Определениями Судакского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2018 года, 09 января 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалист - эксперт Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каракулькин В.С.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2019 года административный иск Якубовой З.Э. удовлетворён: решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 февраля 2018 года N об отказе в постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", признано незаконным; на Управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность рассмотреть вопрос о внесении изменений в учётные данные адреса земельного участка с адреса: "адрес" на адрес: "адрес", на основании решения Морского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ; на Управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о поставке на кадастровый учёт земельный участок по адресу: "адрес", с последующей выдачей выписки из ЕГРН по "адрес".
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с решением суда первой инстанции. Указано, что необходимым условием для внесения в ГКН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости является осуществленные в установленном действовавшим до вступления в силу Закона N6-ФКЗ законодательством, государственная регистрация права и технический учёт объектов недвижимого имущества. При этом, документа, подтверждающего передачу земельного участка на каком-либо виде права Якубовой З.Э, в Госкомрегистр представлено не было.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле, не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 16-ой сессии 6-го созыва Морского сельского совета Автономной Республики Крым N337 от 08 июня 2010 года Якубовой Зейнеп Энверовне разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка для передачи в собственность, площадью 0,05 га, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: "адрес" в районе домовладения N по "адрес" (л.д. 5).
Пунктом 2 данного решения предусмотрено, что согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в срок два года с момента принятия данного решения представить на рассмотрение и утверждение Морскому сельскому совету.
Согласно пункту 3 Решения, в случае невыполнения пункта 2 в указанный срок данное решение считать утратившим силу.
Решением 33-й сессии 7-го созыва Морского сельского совета АР Крым N345 от 30 марта 2012 года, в решение 16-ой сессии 6-го созыва Морского сельского совета Автономной Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ "О разрешении гр. Украины Якубовой З.Э. разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", в районе домовладения N по "адрес"", внесены изменения: пункт 2 и 3 исключены.
ДД.ММ.ГГГГ за N Исполнительным комитетом Морского сельского совета Автономной Республики Крым принято решение "О присвоении адреса земельному участку", которым земельному участку, принадлежащему Якубовой Зейнеп Энверовне, присвоен юридический адрес - "адрес"А (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Якубова З.Э. через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес"-А, как о ранее учтённом (л.д. 25-26).
С заявлением административным истцом представлены копии вышеуказанных решений (л.д. 27, 28, 29).
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 февраля 2018 года N90/01/2018-19534 во включении сведений в Единый реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республики Крым, "адрес"-А, как о ранее учтённом, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 N218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" отказано.
В оспариваемом решении в качестве обоснования указано, что в результате проверки выявлено отсутствие в представленных документах оснований для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом.
Согласно приложению, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым "Об утверждении документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" от 11.08.2014г. N264, предоставленный документ, не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом.
Удовлетворяя
частично административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, нарушает права истца, вследствие чего у суда имеются основания для признания действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым незаконным. При этом, полномочия по государственной регистрации права собственности находятся в исключительной компетенции специально уполномоченного органа, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования о возложении обязанности на Госкомрегистр поставить на кадастровый учёт земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами
Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 18 вышеуказанного Закона установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 N301.
В соответствии с пунктом 4 раздела I вышеуказанного Порядка, источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Согласно данному Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённому Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на землю (земельный участок); государственный акт на право частной собственности на землю; государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком); государственный акт на право коллективной собственности на землю; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество; свидетельство о праве пользования недвижимым имуществом; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов; свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона), если публичные торги (аукцион) не состоялись; договор аренды земли (земельного участка); договор субаренды на землю (земельный участок); договор об установлении сервитута; договор временного пользования землей (земельным участком); договор о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (договор эмфитевзиса); договор пользования чужим земельным участком для строительства (договор суперфиция); решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду); свидетельство о праве на наследство; наследственный договор; договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого
имущества; решение о приватизации, в том числе жилого помещения; договор найма здания или помещения; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости; решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность; определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения; документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Представленные административным истцом в Госкомрегистр копии решений органа местного самоуправления, исходя из положений вышеуказанного Перечня, не являются документами, подтверждающим ранее возникшее право на объект недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статьи 116 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент издания решения Морского сельского совета Автономной Республики Крым N337 от 08 июня 2010 года), граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Статьёй 123 Земельного кодекса Украины было установлено, что предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется на основании решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае: изменения целевого назначения; предоставления в пользование земельных участков, границы которых не установлены в натуре (на местности).
Предоставление в пользование земельного участка, границы которого не установлены в натуре (на местности), без изменения его целевого назначения, осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право пользования земельным участком.
Согласно статьям 125, 202 Земельного кодекса Украины (действовавшего в редакции до 16 марта 2014 года), право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом.
Иных документов, являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта объекта, как ранее учтённого, Якубовой З.Э. административному ответчику не предоставлено. В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления вышеуказанного земельного участка Якубовой З.Э. в собственность, как и сведения о техническом (кадастровом) учёте заявленного земельного участка в соответствии с положениями законодательства на территории Крыма до 16 марта 2014 года.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Указанные обстоятельства и послужили причинами для отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о земельном участке по адресу: "адрес"-А, как о ранее учтённом объекте недвижимости.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные утверждения, суду апелляционной инстанции не представлено.
Предоставленная суду первой инстанции выкопировка из проекта застройки группы жилых домов в "адрес", согласованная заместителем главы администрации - главным архитектором города Судака, на которой изображены условные обозначения земельного участка N по "адрес" (л.д. 8), не может приниматься в качестве доказательства незаконности оспариваемого решения, поскольку, во-первых, данный документ в Госкомрегистр, исходя из имеющихся в деле документов, не предоставлялся, во-вторых, в заявлении административный истец просила поставить на кадастровый учёт земельный участок по иному адресу: "адрес"А.
При этом, при наличии дополнительно имеющихся у Якубовой З.Э. документов о предоставлении заявленного земельного участка в собственность, административный истец не лишён права повторно обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с аналогичным заявлением с приложением дополнительных документов.
Ссылки административного истца на регистрацию места её проживания по указанному адресу являются несостоятельными, не основанными на законе.
При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о признании незаконным оспариваемого решения об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, не имеется.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Якубовой З.Э. пришёл, таким образом, к ошибочному выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
Исковые требования о возложении на ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В связи с чем, решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года по административному делу N2а-100/2019 подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении административного иска Якубовой З.Э.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года по административному делу N2а-100/2019 - отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Якубовой Зейнеп Энверовны к Судакскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту - эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каракулькину В.С, о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.