Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО14 к Управлению по вопросам миграции МВД России по Республике Крым, Министерству внутренних дел Республики Крым, начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым Чекунову Александру Викторовичу об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя МВД России по Республике Крым Игнатенко В.Э. на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 20 декабря 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя МВД России по Республике Крым Велиулаева Д.Р. поддержавшего доводы жалобы, пояснения Резникова Н.Г. и его представителя Романова В.В. просивших отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Резников Н.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым от 27 августа 2018 года N 66 об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и возложить обязанность на административного ответчика предоставить временное убежище. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что при возвращении на Украину у него имеется реальная угроза жизни, здоровью и свободы, в связи с тем, что он активно проявлял свою жизненную позицию, связанную с несогласием по государственному перевороту на Украине в 2014 году и в связи с тем, что он участвовал в защите регионов Донбасса. Указывает на то, что он предпринимал попытки легализовать своё положение на территории Российской Федерации, однако ему было отказано. Ссылается на то, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения его заявления.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 20 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым от 27 августа 2018 года N 66 и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Резникова Н.Г.
Представитель МВД России по Республике Крым Игнатенко В.Э, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Киевского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2018 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что Резников Н.Г. не стоял на учёте по месту жительства, он неоднократно привлекался к административной ответственности, неоднократно покидал территорию Российской Федерации к месту своего прежнего места жительства на Украине. Также указывает на то, что Резников Н.Г. не сообщил о том, что он ранее привлекался к уголовной ответственности, в то время как имеются данные о том, что Резников Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ задерживался в СИЗО "адрес", по ст. "данные изъяты" УК УССР "данные изъяты"
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся участников, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что административный истец Резников Н.Г. является гражданином Украины.
30 мая 2018 года Резников Н.Г. обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением МВД по Республике Крым Резникову Н.Г. отказано в предоставлении временного убежища на территории российской Федерации.
Административным истцом оспаривается законность указанного решения.
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах". Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона основание предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища конкретизируется в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации": временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ выраженной в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П "По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, Маланга Сулеймана и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" отсутствие в указанном Федеральном законе, а также конкретизирующем его постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории Российской Федерации, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учётом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В качестве основания для отказа в предоставлении временного убежища, административный ответчик в своём решении сослался на то, что Резников Н.Г. не сообщил о привлечении его к уголовной ответственности, в то время как имеются сведения о его задержании ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО "адрес", по ст. "данные изъяты" УК УССР и не сообщил о привлечении его к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ. Также имеется ссылка на то, что он не встал на учёт по месту жительства.
Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел временного убежища, если оно: 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона; 3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Приложением 4 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации утверждённому приказом МВД России от 07 ноября 2017 года N 838 установлена форма Анкеты, заполняемой лицом подающим заявление о предоставлении временного убежища.
В графе 20 указанной Анкеты, необходимо указать сведения о том, подвергался ли заявитель уголовному преследованию.
В анкете поданной Резниковым Н.Г, в графе 20, указано на то, что он подвергался уголовному преследованию на территории Украины. При этом не указана дата привлечения его к уголовной ответственности (л.д. 62).
Из пояснений данных Резниковым Н.Г. в суде апелляционной инстанции следует, что он не помнит ни точную дату его уголовного преследования, ни статью уголовного кодекса.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления Резникова Н.Г. о предоставлении временного убежища, он был дактилоскопирован и указанные отпечатки были направлены для идентификации в ИЦ МВД по Республике Крым.
Согласно сведениям предоставленным ИЦ МВД по Республике Крым, установлено тождество с отпечатками пальцев дактилоскопической карты заполненной под теми же установочными данными, составленной в связи с задержанием, осуществлённым ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО "адрес" (л.д. 38).
Иных документов, безусловно подтверждающих факт привлечения Резникова Н.Г. к уголовной ответственности административным ответчиком не представлено.
Учитывая, что в графе 20 Анкеты Резников Н.Г. указал на то, что он подвергался уголовному преследованию, а также то, что у административного ответчика отсутствуют безусловные доказательства, свидетельствующие о привлечении Резникова Н.Г. к уголовной ответственности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Резников Н.Г. не представлял заведомо ложные сведения относительно его уголовного преследования, в связи с чем данные обстоятельства не могут быть основанием для отказа в предоставлении временного убежища.
Факт того, что Резников Н.Г. не сообщил о привлечении его к административной ответственности на территории Российской Федерации, также не может служить основанием для отказа в предоставлении временного убежища.
Лицо может быть лишено временного убежища, если оно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (пп. 3 п. 6 ст. 12 Федерального закона "О беженцах").
Резников Н.Г. был привлечён к административной ответственности постановлением начальника полиции ЛОП на ж/д "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ к штрафу в размере 500 рублей, а также постановлением Ленинского районного суда "адрес" от 23 мая 2018 года по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ к штрафу в размере 2000 рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, Резников Н.Г. не привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений указанных в пп. 3 п. 6 ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
Кроме того, законодательством регулирующим предоставление временного убежища, не предусмотрена обязанность заявителя сообщать о привлечении его к административной ответственности.
Также не может послужить основанием для отказа в предоставлении временного убежища факт непостановки на учёт по месту жительства Резникова Н.Г, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом и, кроме того, Резников Н.Г. в настоящий момент встал на учёт по месту жительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано признал незаконным оспариваемое решение.
Оснований для отмены или изменения судебного решения, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МВД России по Республике Крым Игнатенко В.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 05 июля 2019 года.
Председательствующий: Цыкуренко А.С. Дело N 33а-5950/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Республика Крым, г. Симферополь 02 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Резникова Николая Григорьевича к Управлению по вопросам миграции МВД России по Республике Крым, Министерству внутренних дел Республики Крым, начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым Чекунову Александру Викторовичу об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя МВД России по Республике Крым Игнатенко В.Э. на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 20 декабря 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя МВД России по Республике Крым Велиулаева Д.Р. поддержавшего доводы жалобы, пояснения Резникова Н.Г. и его представителя Романова В.В. просивших отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МВД России по Республике Крым Игнатенко В.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.