Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крыжановской Нины Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимову Руслану Леонидовичу о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо: администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кожанова И.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения Крыжановской Н.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Крыжановская Н.В. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01 февраля 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 64797 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", КСП "Колос", лот N, участок N на территории Добрушинского сельского совета, кадастровый N и возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок. Заявленные требования мотивированны тем, что она является собственником земельного пая в СПК "Колос" на основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону от 23 декабря 2008 года. 8 ноября 2017 года Крыжановская Н.В. обратилась в ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 64797 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", КСП "Колос", лот N, участок N на территории Добрушинского сельского совета, кадастровый N. Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 2 ноября 2017 года государственная регистрация права собственности была приостановлена, в связи с непредставлением протокола общего собрания собственников земельных долей (паев).
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01 февраля 2018 года отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с непредставлением протокола общего собрания собственников земельных долей (паев). С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку ею был представлен проект межевания земельного участка. В периодическом издании газеты "Сакская газета" от 22 октября 2016 года N 41 было размещено извещение о согласовании межевания земельного участка. Поскольку в течение 30 дней со дня размещения извещения в средствах массовой информации возражений со стороны иных участников долевой собственности не поступило, проект межевания, в силу статей 13, 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", считается согласованным и решение участников общего собрания участников долевой собственности не требуется.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2019 года административное исковое заявление Крыжановской Н.В. удовлетворено в части. Признан незаконным отказ государственного регистратора в регистрации права и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Крыжановской Н.В. о регистрации права.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кожанов И.А, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование заявленных требований указывает на необоснованность выводов суда о том, что Крыжановская Н.В. воспользовалась своим правом на выделение в натуре земельного участка в счет своих долей из исходного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полагает, что независимо от оснований отказа, указанных в оспариваемом решении, способ формирования земельного участка препятствует государственной регистрации права собственности на него.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 30 декабря 1996 года Сакской районной государственной администрацией, на основании решения Сакской районной государственной администрации от 18 декабря 1996 года N 495, Крыжановскому И.Г. был выдан сертификат о праве на земельную долю (пай) серии КМ N, в соответствии с которым последнему принадлежит право на земельную долю (пай) из земель коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия "Колос" размером 7,13 в условных кадастровых гектарах без определения границ этой доли в натуре (на местности).
Крыжановский И.Г. умер 07 сентября 2005 года
23 декабря 2008 года государственным нотариусом Сакской городской государственной нотариальной конторы выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в соответствии с которым Крыжановская Н.В. (мать) унаследовала: право на земельную долю (пай) из земель, которые находятся в коллективной собственности КСП "Колос", размером 7,13 в условных кадастровых гектарах без определения границ этой доли в натуре (на местности).
24 ноября 2016 года кадастровым инженером ООО "Кенса" был составлен проект межевания земельного участка, подлежащего выделу в натуре.
25 октября 2017 года Крыжановская Н.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", КСП "Колос", лот N, участок N, на территории Добрушинского сельского совета.
К заявлению были приложены следующие документы: выписка из ЕГРН от 12 января 2017 года, сертификат на право на земельную долю (пай) от 30 декабря 1996 года, свидетельство о праве на наследство по закону (дубликат), решение собственника о выделе доли в счет земельной доли от 24 ноября 2016 года, проект межевания земельных участков от 24 ноября 2016 года, квитанция об оплате государственной пошлины.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 02 ноября 2017 года N 90/015/102/2017-4402, государственная регистрация права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:11:070601:538 по адресу: "адрес", КСП "Колос", лот N, участок N на территории Добрушинского сельского совета, приостановлена до 01 февраля 2018 года в связи с тем, что в случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев). Заявителем на государственную регистрацию протокол общего собрания представлен не был.
Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации от 01 февраля 2018 года N 90/015/102/2017-4402 Крыжановской Н.В. было отказано в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:11:070601:538 по адресу: "адрес", КСП "Колос", лот N, участок N на территории Добрушинского сельского совета, в связи с тем, что не устранены причины явившиеся основанием для приостановления государственной регистрации права.
Административным истцом оспаривается решение государственного регистратора 01 февраля 2018 года.
В качестве основания для принятия оспариваемого решения указано на то, что заявителем не представлена надлежащим образом заверенная копии протокола общего собрания собственников земельных долей (паёв), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок выдела земельных долей (паёв) урегулирован статьёй 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Так, согласно части 1 указанной статьи, до 1 января 2020 года выдел земельных долей (паёв) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ) на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ земельный участок образуется путём выдела в счёт земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путём выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьёй 13.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 5 и 7 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей.
На основании пунктов 9-12 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9-11 данной статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Так, согласно проекту межевания земельных участков составленного кадастровым инженером Ковалевым Н.А, проект межевания относительно границ земельного участка Крыжановской Н.В. и решение собственника земельной доли опубликованы в средствах массовой информации "Сакская газета", возражений к месторасположению границ от участников долевой собственности не поступало.
Из анализа статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК и статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ следует, что выдел земельного участка может быть произведён как на основании решения общего собрания участников долевой собственности, так и на основании согласованного в установленном порядке межевого плана земельного участка.
При таких обстоятельствах, требование административного ответчика о необходимости предоставления копии надлежащим образом заверенной копии протокола общего собрания собственников земельных долей (паёв), не основано на законе, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Ссылка административного ответчика на абзац 2 пункта 10 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК, не может повлечь отмену судебного решения.
Согласно указанной норме, в случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паёв), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счёт соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
Вместе с тем, указанная норма не может рассматриваться в разрыве от других норм указанной статьи и требований статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ.
Так, часть 1 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК, предусматривает возможность выдела земельных долей (паёв) на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения не установлено.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Кожанова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 11 июля 2019 года.
Председательствующий: Басараб Д.В. Дело N 33а-6805/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
г. Симферополь 09 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крыжановской Нины Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимову Руслану Леонидовичу о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определённые действия, заинтересованное лицо: администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кожанова И.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения Крыжановской Н.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 25 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Кожанова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.