Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Раскатовой Н.Н, Васильевой Е.В,
при секретаре Волковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвыпо доверенности Нагорной М.Ю. на решение Коптевскогорайонного суда г. Москвы от 12декабря 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Щербакова В.И, Ананьева И.А. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок удовлетворить полностью.
Признать за Щербаковым В.И. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г*.
Признать за Ананьевым И.А. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *.
Решение является основанием для регистрации записи о праве общей долевой собственности Щербакова В.И. и Ананьева И.А. на указанный земельный участок в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
истцы Щербаков В.И, Ананьев И.А. обратились в суд с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок, в котором просили признать за ними право общей *:*, расположенный по адресу: *, по 1/2 доле за каждым, на основании п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ), ч.ч. 1-2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Исковые требования мотивированы тем, что право общей долевой собственности на домовладение по адресу: **, возникло у истцов (их предшественника) до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, не обременен правами третьих лиц, границы земельного участка сформированы на местности и существуют с 1923 года и не пересекаются с границами смежных земельных участков.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель истцов Маслова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Ананьева И.А. - Дюжин А.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, ранее представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что земельный участок не является объектом правоотношений, поскольку отсутствуют признаки, позволяющие его индивидуализировать, а также указал, что право собственности истцов на домовладение возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о слушании дела, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица БТИ САО города Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о слушании дела, мнения по иску не представил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвыпо доверенности Нагорная М.Ю. по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истцы Ананьев И.А. и Щербаков В.И. в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Ананьева И.А, Щербакова В.И. по доверенности Маслова Т.В, представитель истца Ананьева И.А. по доверенности Дюжин А.М. в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента городского имуществагорода Москвы по доверенности Мусин Д.И. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Третьи лица Управление Росреестра по Москве, БТИ САО города Москвы в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истцов, третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения п редставителя истцов Ананьева И.А. и Щербакова В.И. по доверенности Маслову Т.В, представителя истца Ананьева И.А. по доверенности Дюжина А.М, представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Мусина Д.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок, в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, должен быть представлен один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
В ч. 1 ст. 49 указанного закона к таким документам отнесены:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ананьев И.А. и Щербаков В.И. являются собственниками жилого дома, с кадастровым N*, площадью 137,5 кв.м, расположенного на спорном земельном участке по адресу: *, по 1/2 доле каждый.
Истцу Ананьеву И.А. 1/2 доля жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г.Москвы Микаэляном Р.А. 20 декабря 2012, зарегистрированного в реестре за N*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 10 января 2013 года, запись регистрации N * от 10 января 2013 года.
Отцу истца Ананьеву А.Ф, умершему * года, указанная доля жилого дома принадлежала на праве собственности на основании Договора, удостоверенного 04 августа 1969 года государственным нотариусом Первой Московской государственной нотариальной конторы Дубравиной С.И,зарегистрированного за реестровым N*; свидетельства о праве на наследство от 02 июля 1969 года, удостоверенного Статланд Д.С. - государственным нотариусом 1-ой Московской государственной нотариальной конторы, за реестровым N*и свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного 30 июля 1993 года Лаушкиной Н.М - государственным нотариусом 17-ой Московской государственной нотариальной конторы, за реестровым N *.
Истцу Щербакову В.И. 1/2 доля жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 10 декабря 1993 года государственным нотариусом 17-ой Московской государственной нотариальной конторы Лаушкиной Н.М. за реестровым N * и договора дарения жилого дома от 22 января 1994 года, удостоверенного нотариусом 1-й Московской государственной нотариальной конторы Павловой Т.И, за реестровым N*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 18 января 2008 года, запись регистрации N* от 18 января 2008 года.
Первоначально жилой дом 17, расположенный на спорном земельном участке, по адресу: *, был передан в собственность Казакевичу К.А. на основании Акта N* о передаче демуниципализированного дома от 15 октября 1923 года, выданного Московским Управлением Недвижимыми Имуществами (МУНИ) на основании постановления Центральной Комиссии по демуниципализации при МУНИ от 04 августа 1923 года. В акте N *указано, что в опись передаваемого домовладения, помимо прочего, входит двор 350 кв.сажень, площадь участка земли в кв. саженях 375.
20 апреля 1927 года жилой дом 17, расположенный на земельном участке по адресу: *, был приобретен Ананьевым В.Ф. по договору купли-продажи, удостоверенному Первой Московской государственной нотариальной конторой, согласно которому, Казакевич К.А. продал Ананьеву В.Ф. строения N1 и N2 с прилегающим двором 350 кв.саж. или 1593,27 кв.м, расположенные на участке земли мерою 375 кв.саж. или 1706,78 кв.м.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в составе домовладения Ананьеву В.Ф, от которого после смерти перешло право собственности в порядке наследования к наследодателям истцов, а после их смерти и к самим истцам.
Согласно справке ТБТИ Северное МосгорБТИ, по данным технического паспорта по состоянию на 28 февраля 2008 года, домовладение по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, дом 17, имеет фактическую площадь земельного участка - 1745 кв.м. Земельный участок огорожен забором.
Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете с номером *, который присвоен 03 марта 2010 г, кадастровая декларированная площадь земельного участка - 1 644 кв.м, сведения о правообладателе в ЕГРН отсутствуют.
На основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером * N* от 19 июля 2012 г, кадастровым инженером ООО "Управзем" Журавлевой В.В. (аттестат кадастрового инженера *выдан 12.12.2011 г. Департаментом земельных ресурсов города Москвы) были проведены работы по межеванию спорного земельного участка, были уточнены его границы.
В соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, границы земельного участка с кадастровым номером *были согласованы со смежными землепользователями. При согласовании границ земельного участка с заинтересованными лицами возражений представлено не было. Земельные участки с кадастровыми номерами * являются смежными с земельным участком. Акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером * включен в межевой план.
В ходе межевания земельного участка было выявлено, что фактическая площадь земельного участка больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости на 118 кв.м. и составляет 1762 кв.м. При этом, величина средней квадратической погрешности определения местоположения характерных точек уточняемого земельного участка отвечает требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным Приказом Минэкономразвития России N 518 от 17.08.2012 г. "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, и составляет 0,10 м.
Истцы обратились в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: * однако истцам было отказано в приеме документов. Как указано в сообщении Департамента городского имущества города Москвы от 17.09.2018 года, в предоставлении государственной услуги заявителям было отказано в связи с тем, что границы земельного участка с номером * не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При разрешении исковых требований Щербакова В.И. и Ананьева И.А, руководствуясь положениями п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-ФЗ "О введении вдействие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению и признании за истцами право собственности по ? доле за каждым в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, и что решение является основанием для регистрации записи о праве общей долевой собственности на указанный земельный участок в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и исходил из того, что из материалов дела следует, что имеются документы о предоставленииспорного земельного участка предшественнику истцов в составе домовладения, право собственности истцов на дом, находящийся на земельном участке зарегистрировано в установленном порядке и возникло у истцов (их предшественника) до введение в действие Земельного кодекса РФ, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, не обременен правами третьих лиц, границы земельного участка сформированы на местности и существуют более 15 лет, не пересекаются с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, принимая во внимание, что хотя границы земельного участка и не определены, данное обстоятельство само по себе не влияет на возникшее право собственности истцов и не является основанием для отказа в признании указанного права, а также учитывая, что по вопросу межевания истцы обратились к кадастровому инженеру, материал межевания земельного участка с кадастровым номером * кадастровым инженером подготовлен, определены границы земельного участка, вместе с тем завершить
процедуру и внести изменения в сведения ЕГРН о площади и границах спорного земельного участка истцы возможности не имеют по причине отсутствия у истцов зарегистрированных прав на спорный земельный участок.
Судом отклонен как основанный на неправильном толковании пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" довод представителя ответчика о том, что право собственности истцов на жилой дом возникло после ведения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а соответственно к данным отношениям данные нормы не применимы,
Довод представителя ответчика о том, что истцами не был соблюден порядок приобретения права на спорный участок, предусмотренный п.4 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года и право собственности на спорный земельный участок может возникнуть только после обращения истцов в ДГИ г. Москвы с соответствующим заявлением, суд отклонил, поскольку данный довод направлен на неверное применение положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и основанием для отказа в иске не является, так как государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд также не принял во внимание довод ответчика о том, что спорный земельный участок не сформирован, в связи с чем, невозможно идентифицировать местонахождение объекта, поскольку из выписки из ЕГРН усматривается, что у спорного земельного участка указаны необходимые сведения, позволяющие его идентифицировать, участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера, то есть земельный участок в установленном законом порядке сформирован и может рассматриваться как объект земельно-правовых отношений.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Нагорная М.Ю. ссылалась на то, при обращении истцов к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам" в связи с непредставлением пакета документов на основании Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 года N199-ПП, истцам было отказано в предоставлении государственной услуги. Кроме того, указала, что распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.07.2012 года N3560 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером *" не реализовано.
Согласно статье 21 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года (действовавшего на момент передачи демуниципализированного дома) земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землей допускается только на правах пользования.
Как усматривается из акта N*о передаче демуниципализированного дома от 15 октября 1923 года, жилой дом 17, расположенный на спорном земельном участке, по адресу: *, был передан в собственность Казакевичу К.А, который 20.04.1927 года продал Ананьеву В.Ф. по договору купли-продажи, удостоверенному Первой Московской государственной нотариальной конторой, строения N1 и N2 с прилегающим двором 350 кв.саж. или 1593,27 кв.м, расположенные на участке земли мерою 375 кв.саж. или 1706,78 кв.м.
Истцу Ананьеву И.А. 1/2 доля жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г.Москвы Микаэляном Р.А. 20 декабря 2012 года, истцу Щербакову В.И. 1/2 доля жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 10 декабря 1993 года и договора дарения жилого дома от 22 января 1994 года.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.04.2018 N *, жилой дом с кадастровым номером * площадью 137,5 кв.м. по адресу: *, принадлежит на праве общей долевой собственности Щербакову В.И. (запись о государственной регистрации от 18.01.2008 N *, доля в праве 1/2), Ананьеву И.А. (запись о государственной регистрации от 10.01.2013 N *, доля в праве 1/2).
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.5 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП " Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Истцы Ананьев И.А. и Щербаков В.И. обратились в Департамент с запросами от 27.04.2018 N Б/Н (соответственно вх. N* по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: * (кадастровый номер *).
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом, согласно пункту 2.8.1.3 которого основанием для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, является несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиям, настоящим Регламентом. В соответствии с п. 2.8.1.5 вышеназванного Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
, является отсутствие полного комплекта документов, необходимых для п редоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
19 июля 2012 года Департаментом земельных ресурсов города Москвы издано распоряжение N3560, согласно которому в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 года N48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", от 15 мая 2012 года N199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" следует уточнить границы земельного участка с кадастровым номером *.
Данное распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.07.2012 N 3560 "Об уточнении границ зе мельного участка с кадастровым номером *" не реализовано.
В случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его п редоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О |государственной регистрации недвижимости", собственник объекта недвижимости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном положениями ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданинРоссийской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный у часток, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло угражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и
право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в д ействие ЗК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Для приобретения права с обственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2.5.1.1 Административного регламента, предусмотрен перечень документов, необходимых для представления заявителем, а именно: запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, документ, удостоверяющий личность заявителя, документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя. Физические лица, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, дополнительно предоставляют: н отариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином г осударственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих ( устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при отсутствии с ведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Принимая во внимание, что заявителями был представлен не полный пакет документов, на основании пунктов 2.8.1.3. и 2.8.1.5. вышеуказанного Административного регламента, истцам было отказано в приеме документов для оказания государственной услуги. При этом данный отказа не лишает права повторного обращения истцов по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам" после устранения недостатков, предусмотренных пунктами 2.8.1.3. и 2.8.1.5 регламента.
Согласно п. 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности на землю, являясь недвижимой вещью, имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки.
В силу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В том числе, к основным сведениям объекта недвижимости относится описание местоположения объекта недвижимости.
Принимая во внимание, что истцами при обращении к ответчику не были представлены документы в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером *, уточняющие границы данного участка, распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.07.2012 года N3560 не реализовано, судебная коллегия полагает, что оснований для признания права собственности на земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ с постановлением в силу ст. 328 ГПК РФ нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Щербакова В.И, Ананьева И.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Щербакова В.И, Ананьева И.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.