Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ефимовой И.Е.,
судей Полковникова С.В, Смирновой Ю.А,
при секретаре Т***
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Полковникова С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе К***. на решение Бутырского районного суда города Москвы от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К*** к СПАО "РЕСО-Гарантия" о возложении обязанности произвести восстановительный ремонт транспортного средства - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец К*** обратился в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к СПАО "РЕСО-Гарантия" о возложении обязанности произвести восстановительный ремонт транспортного средства путем направления на СТОА, расположенной на максимальной длине маршрута, проложенного по дорогам общего пользования не более 50 км от места жительства истца или оплатить транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно в случае если такое расстояние более 50 км, а также взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 1% от лимита ответственности страховщика по договору ОСАГО за каждый день неисполнения решения суда.
В обоснование исковых требований истец указал, что 11 мая 2018 года между истцом и ответчиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении принадлежащего истцу автомобиля марки ***, государственный регистрационный знак ***. В период действия договора страхования произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль истца получил механические повреждения. Истец в установленном законом порядке по прямому возмещению причиненного ущерба обратился к ответчику с требованием о выплате страхового возмещения, при этом выбрав в качестве вида выплаты страхового возмещения - восстановительный ремонт. Рассмотрев представленные стороной истца документы, ответчик признал случай страховым и выплатил страховое возмещение в размере 92800 руб. Между тем, стоимость поврежденных деталей, узлов и агрегатов поврежденного транспортного средства составляет 190707 руб. 93 коп. Учитывая, данные обстоятельства, истец повторно обратился к ответчику с требованием о выплате страхового возмещения в виде направления ТС на станцию технического обслуживания автомобилей, однако до настоящего времени требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Истец К***. в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика СПАО "РЕСО-Гарантия" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец К*** по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика СПАО "РЕСО-Гарантия" в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки и доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца К***, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
В силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях ( ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть в зависимости от вины.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы ( п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено обязательное страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 мая 2018 года между К***. и СПАО "РЕСО-Гарантия" был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении транспортного средства марки ***, государственный регистрационный знак ***, сроком действия с 17 мая 2018 года по 16 мая 2019 года (страховой полис серии МММ N***).
В период действия указанного договора страхования, 28 октября 2018 года в 16 часов 30 минут по адресу 26 км. федеральной трассы М-9 "Балтия" произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца марки ***, государственный регистрационный знак ***, и автомобиля марки Ман Тга, государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя П***
30 октября 2018 года истец К*** обратился к ответчику в порядке прямого возмещения убытков с заявлением о выплате страхового возмещения, указав на возмещение убытка путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
В этот же день страховщиком осмотрено поврежденное транспортное средство и на основании акта осмотра транспортного средства от 30 октября 2018 года составлено экспертное заключение ООО "НЭК-ГРУП" N ***, согласно которому стоимость восстановительного ремонта с учетом износа, определенная в соответствии с " Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства", составляет 92800 руб.
08 ноября 2018 года ответчик произвел выплату страхового возмещения истцу в размере 92800 руб.
Не согласившись со страховым возмещением в виде денежной выплаты вместо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, истец обратился к ответчику с досудебными претензиями, в ответ на которые ответчик указал об отсутствии у него договора со станцией технического обслуживания, соответствующей установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении автомобиля истца, в связи с чем страховое возмещение возможно только в форме страховой выплаты.
Разрешая спор по существу, с учетом фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований К***, поскольку у ответчика отсутствует договор с СТОА на проведение восстановительного ремонта автомобиля истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств и нормах действующего законодательства.
Согласно абз. 2 п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Согласно абз. 1 и абз. 2 п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Положениями абз. 2, 3, 4 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО установлены требования к организации восстановительного ремонта транспортного средства:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно); требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Аналогичные требования к организации восстановительного ремонта транспортного средства предусмотрены п. п. 6.1, 6.2, 6.3 "Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П, ред. от 16.04.2018).
Согласно абз. 9 п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
Согласно абз. 5 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Положениями абз. 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО установлено, что если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховое возмещение вреда, причиненного повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в Российской Федерации, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, а также в случаях, когда восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по той или иной причине невозможен.
Учитывая вышеуказанные положения закона и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выводы суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановительному ремонту транспортного средства истца являются правильными, поскольку договор со СТОА на восстановительный ремонт в отношении ***, 2010 года выпуска, страховщиком не заключен и страховщик в отсутствие такого договора не принимает на себя обязательства по восстановительному ремонту транспортного средства истца, что не противоречит п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Доводы жалобы о том, что страховщик самостоятельно изменил форму страхового возмещения, не предложив истцу осуществить восстановительный ремонт автомобиля на иных станциях обслуживания, с которыми у страховщика заключены договоры, основаны на неверном толковании закона, без учета положений абз 9 п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО, согласно которым ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.