Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.,
судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Перевозчиковой-Хмурой А.Г.
на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Перевозчиковой-Хмурой А.Г. к ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании незаконным и отмене акта медико-социальной экспертизы, обязании установить инвалидность, возмещении судебных расходов отказать,
УСТАНОВИЛА:
Перевозчикова-Хмурая А.Г. обратилась в суд с иском к ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", просила признать незаконным и отменить акт медико-социальной экспертизы гражданина N ******* от 08.08.2018 г. об отказе в установлении истцу инвалидности, обязать установить инвалидность по общему заболеванию, взыскать судебные расходы в размере 35 000 руб. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 01.06.2018 г. по направлению медицинской организации, в Бюро N 26 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России в отношении Перевозчиковой-Хмурой А.Г. была проведена медико-социальная экспертиза на предмет установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, по результатам проведенной медико-социальная экспертизы в Бюро N 26 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России, ей не была установлена инвалидность. Решение Бюро было подтверждено решением от 11 июля 2018 года ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России, а затем решением от 08 августа 2018 года ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, чем были нарушены права истца. Истец полагает, что с учетом имеющихся у нее заболеваний, имеются основания для установления инвалидности.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Бюро N 26 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Перевозчикова-Хмурая А.Г.
В заседание судебной коллегии представители третьего лица ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Пунктами 1 и 2 Правил предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. 3 Правил).
Пунктом 5 Правил определены условия признания лица инвалидом, которыми являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в п. 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 Правил).
В соответствии с п. п. 5, 8 - 13 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. N 1024н, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Судом установлено, что Перевозчикова-Хмурая А.Г, **** года рождения, имеет среднее общее образование, работала менеджером, в течение 13 лет выполняла административно-хозяйственные виды труда. Проходила службу в Вооруженных силах РФ с 2007 г. по 2008 г, в системе МВД России с 2006-2007 г, с 2000 г. по 15.05.2018 г. Обязанности военной службы исполняла в должности ***************************************************** линейного отдела полиции Москва-Окружная ЛУ МВД России на станции Москва-Павелецкая. Воинское звание при увольнении - старший **********. Выслуга лет в льготном исчислении 12 лет 5 месяцев 6 дней.
В период военной службы с 2016 г. Перевозчикова-Хмурая А.Г. наблюдалась в медицинских организациях по поводу *******************.
Проведена консультация врача-аритмолога ФГБУ "Национальный медикохирургический Центр им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ 17.08.2017 года, заключение: *********************************************************.
06.12.2017 г. в плановом порядке проведено ************************************. Выписана в удовлетворительном состоянии с улучшением на амбулаторное лечение. Назначена **********************************.
С 21.04.2018 г. по 23.04.2018 г. находилась в кардиологическом отделении НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, куда была госпитализирована по неотложным медицинским показаниям (выписной эпикриз из И\Б ***************, 2 дня). По результатам обследования подозрения на **************** не подтвердились. Протокол Эхо-КГ от 23.04.2018 г, заключение: **********************. Выписана под наблюдение терапевта, кардиолога по месту жительства.
25.04.2018 г. Перевозчикова-Хмурая А.Г. освидетельствована ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области" для определения годности к военной службе, о чем составлено свидетельство о болезни N ***********. Диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии): "************************************************************************ ************************************** - заболевание получено в период военной службы. "**************" - общее заболевание, категория "А" - годен к службе в органах внутренних дел, степень ограничения 1. Из данных обследования ВВК от 25.04.2018 г.: "******************". Инструментальные методы исследования: ************************************.
В соответствии с приложением N 1 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2010 г. N 523, установлена категория "Д" - не годен к службе в органах внутренних дел.
23.05.2018 г. ФГУЗ МСЧ МВД России по Московской области оформлено направление на медико-социальную экспертизу. Представлены данные осмотра специалистами: терапевтом, кардиологом, окулистом, эндокринологом, хирургом, неврологом, ЛОР, представлены результаты ЭКГ от 16.05.2018 г.
При проведении в Бюро N 26 медико-социальной экспертизы 01.06.2018 г. Перевозчиковой-Хмурой А.Г. группа инвалидности не установлена.
Не согласившись с данным решением Бюро N 26 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России, Перевозчикова-Хмурая А.Г. обжаловала его в Главном бюро.
В порядке обжалования медико-социальная экспертиза была проведена в экспертном составе N 3 Главного бюро 11.07.2018 г, оснований для установления инвалидности не было выявлено.
В Федеральном бюро 08.08.2018 г. Перевозчиковой-Хмурой А.Г. проведена очная медико-социальная экспертиза. Дополнительно истцом представлен протокол осмотра врача-кардиолога поликлиники ФГУЗ МСЧ МВД России от 07.08.2018 г.
По результатам проведенной очной медико-социальная экспертизы, экспертным составом N 6 Федерального бюро была подтверждена обоснованность решения ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России, у Перевозчиковой-Хмурой А.Г. выявлены незначительные нарушения здоровья, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, тем самым не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не дают оснований для установления Перевозчиковой-Хмурой А.Г. группы инвалидности (протокол проведения МСЭ N ************ от 08.08.2018 г.).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что стойкие незначительные нарушения функций организма приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности истца. Каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования истца судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого акта органа медико-социальной экспертизы незаконным, а, следовательно, и для удовлетворения заявленных требований.
В качестве оснований для отмены решения суда истец указывает на то, что суд не выяснил юридически значимые обстоятельства по делу, не учел конкретные обстоятельства, касающиеся тяжелого состояния ее здоровья. Между тем, указанные доводы апелляционной жалобы сводятся к личной оценке заявителем своего состояния здоровья, что является предположением и само по себе не может являться основанием для безусловного установления ей группы инвалидности.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции было отклонено заявленное истцом ходатайство о назначении судебно-медицинской экспертизы, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку истцом не приведено оснований для назначения судебной медико-социальной экспертизы (наличие неточностей, неясностей, противоречий и т.д. при ее освидетельствовании в трех экспертных составах учреждений медико-социальной экспертизы).
Судебная коллегия полагает, что суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, разрешилспор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Перевозчиковой-Хмурой А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.