Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Республики Хакасия о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Республики Хакасия, в котором просил признать незаконными действия Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Республики Хакасия по прекращению выплаты денежных средств в виде доплаты районного коэффициента к положенной по закону военной пенсии за период с 01.01.2018 г. по сентябрь 2018 г, произвести перерасчет пенсии и доплатить пенсию за период с 01.01.2018 г. по сентябрь 2018 г, взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в размере 400 руб, обязать Военный комиссариат Республики Хакасия предоставить расчет пенсии с учетом районного коэффициент за каждый месяц с июня 2016 года по дату подачи искового заявления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с апреля 2014 г. ему назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" состоял на пенсионном обеспечении Военного комиссариата Республики Хакасия, однако ему была прекращена выплата районного коэффициента к военной пенсии в период с 01.01.2018 г. по сентябрь месяц 2018 г, в связи с тем, что он проживал в г. Москве с декабря 2017 года, однако свое фактическое место жительство в г. Абакан, не менял и таких намерений не имел; при этом, временно выезжал на санаторно-курортное лечение в г.Москву, затем временно находился в г.Москве для решения вопроса о приватизации предоставленной жилой площади.
Истец фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МО РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Военный комиссариат Республики Хакасия в судебное заседание не явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, который был ранее направлен в суд первой инстанции.
Представитель третьего лица Военный комиссариат г.Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец фио
Представитель ответчика Военного Комиссариата Республики Хакасия, представитель третьего лица Военного комиссариата г. Москвы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Военного комиссариата Республики Хакасия и третьего лица Военного комиссариата г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части 2 статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в частности, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 1 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с п. 2 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 года N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 17 главы II указанного Положения, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации является одной из задач, возложенных на военные комиссариаты.
В соответствии со статьей 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468- 1, в редакции, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из материалов дела, с 22.04.2014 г. фио является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и состоял на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Республики Хакасия.
На основании личного заявления истца от 05.09.2018 г. пенсионное дело фио 26.09.2018 г. направлено в Военный комиссариат г.Москвы.
Из предоставленных суду копий неоднократных обращений истца в Военный комиссариат Республики Хакасия в период с января по август 2018 года (февраль, март, апрель, май, июль) усматривается, что адрес его места жительства указан в адрес; уведомления о вручении заказных писем по данному адресу в г. Москве вернулись в Военный комиссариат Республики Хакасия с личной росписью фио
06.09.2018 г. фио на имя Военного комиссара города Абакана было подано заявление о прекращении выплаты пенсии с 01.10.2018 г. и пересылке пенсионного дела в Военный комиссариат г. Москвы, в связи с переездом в г. Москву на постоянное место жительства по адресу: адрес.
В материалы дела истцом представлены договор аренды жилого помещения от 17.01.2017 г. в г. Абакане по адрес, договор найма жилого помещения от 16.06.2018 г. в адрес.
Как усматривается из копии паспорта истца, фио зарегистрирован по постоянному месту жительства в адрес, с регистрационного учета не снят по указанному адресу.
Разрешая заявленные требования, дав оценку представленным доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец проживает на территории г. Москвы, имеет постоянную регистрацию по адрес, в связи с чем отсутствуют основания для применения районного коэффициента при выплате пенсии; при этом право истца на социальное обеспечение не ограничивалось, выплата пенсии в связи с отсутствием регистрации в г.Абакане в спорный период не приостанавливалась.
Доводы истца о том, что в указанный период он фактические постоянно проживал в г.Абакане, при наличии регистрации по месту жительства в г.Москве, заявлении истца о переезде на постоянное место жительство в г.Москву, суд оценил критически.
Исходя из указанного, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о перерасчете пенсии с установлением коэффициента для Республики Хакасия и признании действий ответчика по отсутствию перерасчета пенсии незаконными.
При этом, суд также исходил из того, что в компетенцию Министерства Обороны России не входят вопросы назначения, перерасчета пенсий.
Разрешая заявленные требования истца к ответчику Военному комиссариату Республики Хакася об обязании предоставить расчет пенсии с учетом районного коэффициента за каждый месяц с июня 2016 г. по дату подачи искового заявления, суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований, поскольку отсутствуют доказательства обращения истца с таким заявлением к ответчику и отказе в предоставлении такого расчета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства, основаны на исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он преимущественно проживал в г. Абакане были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, о чем подробно изложено в судебном постановлении, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Доводы истца о несогласии с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и удовлетворению требований истца, поскольку сводятся к переоценке представленных по делу доказательств. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда года Москвы от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.